Сибирские огни, 1965, №6
ре счастливых дня и ночи? Мало. И в то же время много. Смысл этого последнего утверждения заключен в притчу о днях, которые убегают и убегают неизвестно куда. «Никуда... они не уходят, они, милый мой, наоборот, каждое утро новые прихо дят»... В рассказах Г. Семенова — напряжен ные раздумья о людях и жизни. Товари щеское отношение к женщине, вступившее в противоречие с эгоистической любовью («П роездом »). Нежность к сыну, сталки вающаяся с суровым осуждением за разру шенную им семью («Тростниковые заво ди»), Чистота человеческих отношений, глу бокая правдивость — в конфликте с виру сом недоверия и пренебрежения к людям, обмана и эксплуатации их доверчивости и доброты («Сим-Сим»), Рассказы Г. Семенова внешне бессю жетны («Белая лодка» и «Высыхающий пруд» — исключение). Но их читаешь с жадным интересом. Внутренний мир чело века — вот на что направлено пристальное внимание молодого писателя. Его не инте ресует, как найдут убийцу рыбоинспектора Снеткова. Он не старается угадать, как сложится дальше судьба жены Снеткова или дочери углежога Грызлова, полюбив шей безногого. Не в этом главное. Харак теры Нади Снетковой и Тони Грызловой он раскрыл. И сделал это с минимумом изо бразительных средств и печатных знаков. Каждый рассказ, как березш ая роща светом, пронизан остро выраженным на строением, каждый рассказ — маленькая драматическая поэма. И в то же время — исследование сего дня, даже как бы живая * часть этого дня. Многие рассказы столь насыщены приметами самого последнего времени, что, кажется, написаны только вчера, что те новые человеческие черты, ко- торые показаны в них, никем еще, кроме читателя и рассказчика, не замечены. Боль ше того. Некоторые герои Г. Семенова как бы уходят в будущее, как бы опережают свое время. Читаешь «Лиловые луга» — и кажется порой, что, при всей достоверности и современности его персонажей и картин, есть в них что-то от героев и картин «Ту манности Андромеды», с их непостижимо но выми чертами, глубиной чувства и мысли, поразительной искренностью и выдержкой, тактом и уважением друг к другу... Есть в сборнике один общий герой — се мья. Содержание всей жизни Нади Снетко в о й— любовь к погибшему мужу. Ее мать полна горем дочери. Все герои рассказа «Сорок четыре ночи» в мрачные дни воины живут хотя и разрозненной внешне, но внутренне единой семьей, и именно эта сплоченность является основой сплоченно сти общенародной, помогает выполнять о б щественный, гражданский долг, облегчает беды и страдания. Война стремится разру шить семью, люди упрямо и настойчиво противятся этому, оберегают и создают ее вновь. «Проездом», «Сим-Сим», «Барабан», «Тростниковые заводи», «На вырубках» все это истории, так или иначе трактующие проблемы, связанные с семьей. Большинство героев Г. Семенова — лю ди, нерасторжимо слитые с природой. И Ку- рилов из «Тростниковых заводей», и Ти мофей Перещапов, и углежог Грызлов, и Барабан — все они как бы выросли из земли, в нее глубоко и прочно уходят их корни. Героиня «Лиловых лугов», ленинградка Люда, незримыми нитями привязана к де ревне на Волге, где провела первые годы детства. Про нее нельзя сказать, что она любит природу,— она вся живет ею, ею ды шит. И немудреного деревенского шофера Петю Пухарева эта дочь ленинградского инженера воспринимает так же тревожно и радостно, как ветреный весенний день.. «Люда понимала, что это, конечно, смешно и стыдно плакать, и улыбалась сквозь сле зы. Но стоило ей вспомнить лиловый луг и коров, которые вышли на опушку, и глухой перестук кованых бубенцов в тишине, как снова немыслимая какая-то, неосознанная обида стискивала ей горло. Она старалась успокоить себя и думать о техникуме... о Волге, которая видна из окошек техникума. Но когда она думала о Волге, опять вспо минала о лесах, луге и о золотистых коро вах, которые срывали губами лиловые цве ты, и о тех несбыточных своих мечтах, о серых морозцах в сентябре, об опавшей листве и о лакированных грибах. «Д а что же такое! — думала она, улыбаясь.— Что ж- это плачу-то я... глупая. Все хорошо! Чего мне надо?» Неужели в рассказах молодого автора нет недостатков? — спросят меня. Есть, и главный из них связан с поисками молодым писателем самого себя. В некоторых рас сказах Г. Семенова слышатся интонации и манеры то Э. Хемингуэя («Тростниковые заводи»), то JI. Толстого, то А. Чехова («Сим-Сим»), то М. Горького («Б арабан»). Это понятно: писатель ищет, учится; при дет время, и он обретет свою манеру пись ма, синтезирует свой стиль. Кое-где рас сказчик сбивается и на скороговорку. Н о едва ли можно согласиться с В. Кожевни ковым, когда он упрекает Г. Семенова в том, что писатель лишь «запечатлевает», но не размышляет «о сути вещей и явлений» («Литературная газета», 6 октября 1964г.). Старая истина — художник мыслит образа ми. Каких же еще размышлений требует В. Кожевников? По сути дела, он сам себя опровергает, когда говорит, что Г. Семенов оспаривает «стилистику таких произведе ний, где идеи высказываются в лоб и чи- тателю не доверяют, не дают осмыслить их самостоятельно, воспринять через сферу художественного изображения». Правиль но! И Г. Семенов вовсе не теряет в этом споре чувства меры. Рассказ «Лиловые лу га» оканчивается таким размышлением его героини: «...Так удивительно просто и так непостижимо сложно и путано устроена человеческая жизнь, в которой ей пора най ти и понять себя». Нельзя же такую «неяс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2