Сибирские огни, 1965, №6

ре счастливых дня и ночи? Мало. И в то же время много. Смысл этого последнего утверждения заключен в притчу о днях, которые убегают и убегают неизвестно куда. «Никуда... они не уходят, они, милый мой, наоборот, каждое утро новые прихо­ дят»... В рассказах Г. Семенова — напряжен­ ные раздумья о людях и жизни. Товари­ щеское отношение к женщине, вступившее в противоречие с эгоистической любовью («П роездом »). Нежность к сыну, сталки­ вающаяся с суровым осуждением за разру­ шенную им семью («Тростниковые заво­ ди»), Чистота человеческих отношений, глу­ бокая правдивость — в конфликте с виру­ сом недоверия и пренебрежения к людям, обмана и эксплуатации их доверчивости и доброты («Сим-Сим»), Рассказы Г. Семенова внешне бессю ­ жетны («Белая лодка» и «Высыхающий пруд» — исключение). Но их читаешь с жадным интересом. Внутренний мир чело­ века — вот на что направлено пристальное внимание молодого писателя. Его не инте­ ресует, как найдут убийцу рыбоинспектора Снеткова. Он не старается угадать, как сложится дальше судьба жены Снеткова или дочери углежога Грызлова, полюбив­ шей безногого. Не в этом главное. Харак­ теры Нади Снетковой и Тони Грызловой он раскрыл. И сделал это с минимумом изо­ бразительных средств и печатных знаков. Каждый рассказ, как березш ая роща светом, пронизан остро выраженным на­ строением, каждый рассказ — маленькая драматическая поэма. И в то же время — исследование сего дня, даже как бы живая * часть этого дня. Многие рассказы столь насыщены приметами самого последнего времени, что, кажется, написаны только вчера, что те новые человеческие черты, ко- торые показаны в них, никем еще, кроме читателя и рассказчика, не замечены. Боль­ ше того. Некоторые герои Г. Семенова как бы уходят в будущее, как бы опережают свое время. Читаешь «Лиловые луга» — и кажется порой, что, при всей достоверности и современности его персонажей и картин, есть в них что-то от героев и картин «Ту­ манности Андромеды», с их непостижимо но­ выми чертами, глубиной чувства и мысли, поразительной искренностью и выдержкой, тактом и уважением друг к другу... Есть в сборнике один общий герой — се­ мья. Содержание всей жизни Нади Снетко­ в о й— любовь к погибшему мужу. Ее мать полна горем дочери. Все герои рассказа «Сорок четыре ночи» в мрачные дни воины живут хотя и разрозненной внешне, но внутренне единой семьей, и именно эта сплоченность является основой сплоченно­ сти общенародной, помогает выполнять о б ­ щественный, гражданский долг, облегчает беды и страдания. Война стремится разру­ шить семью, люди упрямо и настойчиво противятся этому, оберегают и создают ее вновь. «Проездом», «Сим-Сим», «Барабан», «Тростниковые заводи», «На вырубках» все это истории, так или иначе трактующие проблемы, связанные с семьей. Большинство героев Г. Семенова — лю­ ди, нерасторжимо слитые с природой. И Ку- рилов из «Тростниковых заводей», и Ти­ мофей Перещапов, и углежог Грызлов, и Барабан — все они как бы выросли из земли, в нее глубоко и прочно уходят их корни. Героиня «Лиловых лугов», ленинградка Люда, незримыми нитями привязана к де­ ревне на Волге, где провела первые годы детства. Про нее нельзя сказать, что она любит природу,— она вся живет ею, ею ды­ шит. И немудреного деревенского шофера Петю Пухарева эта дочь ленинградского инженера воспринимает так же тревожно и радостно, как ветреный весенний день.. «Люда понимала, что это, конечно, смешно и стыдно плакать, и улыбалась сквозь сле­ зы. Но стоило ей вспомнить лиловый луг и коров, которые вышли на опушку, и глухой перестук кованых бубенцов в тишине, как снова немыслимая какая-то, неосознанная обида стискивала ей горло. Она старалась успокоить себя и думать о техникуме... о Волге, которая видна из окошек техникума. Но когда она думала о Волге, опять вспо­ минала о лесах, луге и о золотистых коро­ вах, которые срывали губами лиловые цве­ ты, и о тех несбыточных своих мечтах, о серых морозцах в сентябре, об опавшей листве и о лакированных грибах. «Д а что же такое! — думала она, улыбаясь.— Что ж- это плачу-то я... глупая. Все хорошо! Чего мне надо?» Неужели в рассказах молодого автора нет недостатков? — спросят меня. Есть, и главный из них связан с поисками молодым писателем самого себя. В некоторых рас­ сказах Г. Семенова слышатся интонации и манеры то Э. Хемингуэя («Тростниковые заводи»), то JI. Толстого, то А. Чехова («Сим-Сим»), то М. Горького («Б арабан»). Это понятно: писатель ищет, учится; при­ дет время, и он обретет свою манеру пись­ ма, синтезирует свой стиль. Кое-где рас­ сказчик сбивается и на скороговорку. Н о едва ли можно согласиться с В. Кожевни­ ковым, когда он упрекает Г. Семенова в том, что писатель лишь «запечатлевает», но не размышляет «о сути вещей и явлений» («Литературная газета», 6 октября 1964г.). Старая истина — художник мыслит образа­ ми. Каких же еще размышлений требует В. Кожевников? По сути дела, он сам себя опровергает, когда говорит, что Г. Семенов оспаривает «стилистику таких произведе­ ний, где идеи высказываются в лоб и чи- тателю не доверяют, не дают осмыслить их самостоятельно, воспринять через сферу художественного изображения». Правиль­ но! И Г. Семенов вовсе не теряет в этом споре чувства меры. Рассказ «Лиловые лу­ га» оканчивается таким размышлением его героини: «...Так удивительно просто и так непостижимо сложно и путано устроена человеческая жизнь, в которой ей пора най­ ти и понять себя». Нельзя же такую «неяс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2