Сибирские огни, 1965, №6
Когда автор дневника готовится вступать в партию, ему дают общественное поруче ние — каждое утро или в обеденный пере рыв читать всей бригаде газету. Это, ко нечно, правильно, но дело в том, что в «о б щественной жизни» Д. Оськин участвует ежедневно, каждым своим поступком, каж дым разговором, каждой заметкой в газе те (а их он пишет много). Он — человек среди людей. Таких же «общественных» людей, как он сам. Очень точно пишет Илья Зверев в пре дисловии к повести: «Обаяние этих заметок не в описании каких-то трудовых подвигов, а в честной, точной и талантливой переда че самой технологии подвига». Один из героев записок Александр Герт говорит: «Мне иногда кажется, что на стройке работают какие-то новые люди. Откуда они взялись, когда успели вы расти?» Книга Д. Оськина помогает понять, о т куда взялись, как ' выросли наши «новые люди», наши «шестидесятники». Книга убедительно показывает, как жизнь воспитывает в молодежи граждан ственность, идейность, ответственность за все, что делается на свете. С. Щ е г л о в ПОЛЮБИ ЧЕЛОВЕКА! Б раконьер Крагин, убегая от моторки инспектора рыбоохраны Василия Снеткова, обнаруживает его труп. В убий стве заподозрили чужого в деревне челове ка, квартировавшего у соседа Снетковых, старика Журавлева. Квартирант исчез в ночь убийства на его лодке. Жена покой ного, Надя, жизнь для которой теперь опустела, решает во что бы то ни стало найти своего врага. С этой целью она са дится в белую инспекторскую лодку и на чинает охоту за браконьерами В одну из ночей Надя настигает Крагина, сминает его яростным натиском, отбирает лодку, мотор и сеть. Струсивший перед ее ярос тью, а потом рассвирепевший от позора, от потери имущества и от непричастности своей к убийству, стяжатель Крагин насту пает на Журавлева, у которого Надя оста вила свои трофеи. И Журавлев за взятку возвращает имущество браконьеру... Страшное несчастье — погиб человек. Погиб от руки другого человека. Атмосфе ра ужаса насыщает рассказ Георгия Семе нова «Белая лодка»1. И только один из 1 Г. С е м е н о в / С о р о к четыре ночи. Расска- зы. М., «Молодая гвардия», 1964. Лиловые луга^ Ж . «Молодая гвардия», 1964, № 6, действующих лиц, Журавлев, тихий, умиро творенный долгими годами жизни, фило софски-спокойно смотрит на происшедшее. — Защищался,— оправдывает он убий цу.— Может, убить-то человека и не по мышлял... Острейшее столкновение двух начал жизни: общественного и частнособственни ческого! Журавлев — носитель психологии и философии браконьерства, самоотвержен ную борьбу с которым ведут Снетковы. «Почему же это рыбу он не может ловить в озере? — возмущенно спрашивает ста рик.— Рыба общая». «Рыба общая»! Внешне Журавлев рас суждает как бы с «общественных» позиций. Раз общее — значит, и мое. Значит, я в любое время могу брать, сколько захочу. Тот, кто мне мешает в этом,— покушается на мое законное право, на мою свободу. От него надо защищаться. По Журавлеву выходит: убить инспектора, «защищаясь», все равно, что пристукнуть грабителя, на павшего на тебя. Коллизия, вполне заслуживающая иссле дования. Немало еще у нас таких журав левых, считающих, что «государство не обеднеет», что «его не убудет», если тот, другой, третий урвет себе кусок, притащит что-нибудь домой с завода, из совхоза, ух ватит лишний рубль из общественной кас сы. Мы знаем, из каких мрачных ом утов прошлого идет это «казенное» отношение. Г. Семенов ставит вопрос с предельной ос тротой, показывая, насколько враждебна такая «философия» не' только обществу в целом, но и каждому из честных людей в отдельности. Но содержание рассказа не только в этом. Оно шире, глубже. В центре его стоит характер Нади, женщины необыкновенной глубины чувства и цельности. И именно эта сторона роднит рассказ с другими, напеча танными в сборнике. В новелле «Сорок четыре ночи» изобра жена жизнь людей, на которых обрушилась или которым угрожает война. Звучат мыс ли о краткости и непрочности этого удиви тельного праздника — человеческой жизни. А тут еще война... «Люди умеют умирать и без войны... Люди сами умеют уми р а ть !»— размышляет герой рассказа. И ни чего, что он — ребенок. Мысли у него — взрослые. Внезапно умирает его мать, кло нится к смерти бабушка, потом отец... Жизнь неизбежно кончается смертью, и страшно осознать эту истину еще в детстве... Но рассказ — не о бесцельности, не о бес смысленности человеческого бытия. Жить надо солдатами, утверждает он, надо всег да защищать жизнь. Сорок четыре ночи... Короток этот срок встречи старика-отца с любимым сыном- летчиком. И, может быть, она — послед няя. Потому что, хотя и нет войны, жизнь старика идет на убыль. Да и война все время висит над людьми. Солдаты — ста рые и молодые — отдают себе в этом о т чет. Но мало это или много — сорок четы -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2