Сибирские огни, 1965, №6

Книга Дмитрия Оськина «Вижу солн­ ц е !»1 читается залпом. В чем же секрет ее удивительной увлекательности? Здесь нет развернутой панорамы гран­ диозного строительства, долженствующей привлечь читателя своим размахом. Ав­ тор — рядовой строитель, он не мог видеть всей картины стройки. Он увидел и запе­ чатлел только отдельные детали этой кар­ тины. Жанр дневника способен привлечь чи­ тателя своей интимностью. Но по записям Д. Оськина мы ничего не узнаем о личной жизни автора Они суховаты и деловиты. Литературные способности автора — вне сомнений. Он наблюдателен, зорок. Но он не ставил своей задачей дать объемные о б ­ разы строителей. Герои книги нарисованы обычно двумя-тремя штрихами. Но вот какой парадокс получается. Фи­ гуры отдельных людей в книге Д. Оськина пунктирны, но одна такая пунктирная фи­ гура дополняется второй, вторая — третьей, и в результате мы видим очень четко очер­ ченный образ коллектива, построившего ме­ таллургический гигант в самом сердце Ка­ захстана. Даже больше — видим обобщен­ ный образ поколения Поколения советской .молодежи шестидесятых годов. «В от уже несколько лет, вернувшись с работы, я открываю тетрадь, на чистом листе ставлю дату и торопливо записываю события промелькнувшего дня». И записи о промелькнувших днях пре­ вратились в портрет времени. Д. Оськин сумел сделать это потому, что сам он плоть от плоти своего поколе­ ния, что в его характере, жизненной пози­ ции, пристрастиях, симпатиях и антипатиях отразились душевные качества многих его ровесников. Порой их называют романтиками. Нет, они реалисты, трезво видящие мир, но реа­ листы «не на подножном корму, не с мор­ дой, упершейся вниз», а реалисты «в быту, помноженном на электричество и комму­ низм». Реалисты, знающие, что в жизни су­ ществует невыдуманная поэзия. Д. Оськин пишет много о трудностях. Книга его наполнена конфликтами Прежде всего он, естественно, видит суровость при­ роды, тяжесть неустроенного быта. Свиреп­ ствует степной буран, во время его поги­ бают три строителя: «Как, оказывается, близко смерть». В общежитии адский х о­ лод, температуру в комнате определяют по толщине льда, намерзшего в ведре с пить­ евой водой. Неделями едят всухомятку — столовой еще нет: «без горячего пупок при­ рос к позвоночнику». То же — на работе. «В ся траншея, выкопанная вчера, заплы­ ла глиной». «Весь наш труд пошел насмар­ ку». Некоторые не выдерживают первых трудностей, бегут. «Трое из нашей комна­ ты, плотники, собираются удирать. Они 1 Д. О с ь к и н . Вижу солнце! Документаль­ ная повесть. М., «Молодая гвардия», 1964. продают свои рубашки, костюмы». Но — это исключение. Для большинства молодых, здоровых парней и девушек холод, неуют, плохая пища — враги, которых победить не' так уж трудно. Борьба с ними — это испы­ тание воли, испытание, выдержать которое, разумеется, не так просто, но вместе с тем и радостно. Радостно чувствовать себя силь­ ным, волевым человеком, настоящим чело­ веком, а не слякотью какой-нибудь. Но тут наступают трудности иного по­ рядка, победить которые куда сложнее. «Наша жизнь чем-то напоминает при­ ключения героев Джека Лондона во вре­ мена «Золотой лихорадки». Разница в том, что там люди жаждали найти золото, раз­ богатеть, а мы приехали по зову сердца не грабастать, а отдавать, отдавать то, чем мы богаты: энергию, умение, силы». Разница, как видите, колоссальная. Но оказывается, что «отдавать» народу «энергию, умение, силы» не всегда просто. Порой на пути становятся раьнодушие и косность, и сражаться с ними тяжелее, чем с бураном и морозом. Выясняется, что часть строителей не по­ лучает зимней рабочей одежды. Нелепость же! Автор дневника и его товарищи бегут к начальству, уверенные, что недоразуме­ ние сейчас же разрешится. Но начальство хладнокровно говорит: «Не могу, товари­ щи, не могу, инструкция». И для того, что­ бы восстановить справедливость, прихо­ дится воевать, портить отношения, ссо ­ риться. Руководитель управления зовет моло­ дежь поработать в воскресенье— нужно спешно разгрузить вагоны. Удовольствие не­ большое, и так отдыхать редко приходится; но надо — так надо. Едут, разгружают. А возвращаясь, видяг: тот самый руково­ дитель, который так пламенно призывал , молодежь трудиться, сидит в теглом каби- . нете и смотрит телевизионную передачу. I «Жгучая обида хлестнула по сердцу». L Й когда в следующий раз этот самый L любитель телевидения Дембинский зовет ребят на очередной воскресник, хочется по- L слать его к черту, и не веришь его высоким ь словам и на грош. И немало нужно душев- л ных сил, чтобы победить «жгучую обиду», е чтобы убедить себя — не для Дембинского . же пойдем работать. Но JX. Оськин и |. его друзья одерживают и эту победу над х собой. . Д. Оськин рассказывает, как порвалась ц дружба между Валей Прудниковой и Вик- l тором Перцем. Они собирались пож ениться.» Но вот Виктор увидел у своей невесты за- L трепанный томик романа Николая О стров- L ского — с тринадцати лет не расстается с is ним Валя. «Если любишь, должна всю эту ерундистику бросить Жизнь — серая проза. „ Кто смел — тот два съел. Прозевал — квас хлебал». Девушка горячо любила Виктора. ,в Но она прогнала его. Ей легче было рас- Ц статься с любовью, чем поверить, что все в 5 - мире «серая проза», что человек живет для а- брюха.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2