Сибирские огни, 1965, №6
холст, он и мертвые вещи — бутылка, ста кан, лимоны, ставшие живыми, умеющие говорить, требовать, капризничать. Он слу шает их, повинуется им, и на его холсте одно маленькое чудо сменяется другим». Такие куски как будто и должны быть в романе, чтобы убедить читателя: да, мы не в мастерской по ремонту бытовых электро приборов, а в рабочей комнате художника. Но есть в этих эпизодах «беседы с полот ном», в этих частых упоминаниях о том, что в душе героя «умерла... Нефертити», чтобы затем родиться вновь,— есть во всем этом нечто от красивости, которую хочется снять. И, познакомившись с Федором, с жизнью его, все время ожидаешь от него суровой простоты, той «правды сущей, правды, прямо в душу бьющей», которая рождает истинное искусство. От Материна ожидаешь, что, наконец, он сядет за кар тину о настоящем, в которой скажутся все его раздумья над глубокими противоре чиями эпохи — и гордость великой победой в войне, и недоумение, и боль, и горечь по поводу бедствующей, отсталой, обессилен ной деревни Матеры (и не только Ма теры). Ведь все эти замшелые, состарившиеся избы, эта драматическая реальность фак та — в Матерах остался всего один му жик,— все это проходит перед глазами Фе дора. Он чувствует, как совестно ему рисо вать деревенские пейзажи в то время, как женщины надрываются на работе, как спра ведливы их иронические замечания. У Ма терина хватает сил бросить мольберт и взяться за деревенский труд. Герой обна руживает себя истинным рыцарем, но ры царем на час. Ибо показать, да, именно просто показать эту суровую реальность в своих полотнах он не только не отважи вается, а даже и не задумывается над та кой возможностью Впрочем, когда Федор отказывается от работы над помпезной кар тиной о деревенском изобилии, ощущая всю ее внутреннюю фальшь,— мы понимаем, что в те времена и этого было немало для чест ного художника, не желающего поступить ся правдой. И все же мы продолжаем ждать от него нового и смелого слова, откровения — ведь ему так много дано! Шедевр, который создает Федор, его «синяя девушка», без сомнения, лучше мно гих других картин, лучше и правдивее, так же, как и последняя зрелая его работа о войне, о силе искусства, о том, как игра пленного румына захватила окруживших его советских солдат. Федор пытается воз родить на холсте врезавшееся в память мгновенье: «Ведь была же минута... Была скрипка среди похода... Солдат в шинели врага... И боль не за себя... И благодар ность до слез... И потрясающее открытие: на свете не только кровь, трупы и пожари ща...» В конце концов ему удается это сде лать. Но дает ли это право заключить, что главный этап поисков Материна уже поза ди, что «жар-птица» правды уже поймана Федором в искусстве, что обещанное свида ние с Нефертити, т. е. свидание с искус ством, выражающим правду века, уже со стоялось?.. Федору Материну, а с ним, может быть, и автору, кажется, что да. На это указы вает ощущение Федора, что «новый 1953 год должен бы для него стать началом новой жизни, заполненной победами». Об этом говорит реплика случайно увидевшего кар тину истопника Антона Ивановича: «Сила нечистая... будто в лоб ударило.» Об этом, наконец, свидетельствует прямое указание романиста, относящееся к Федору: «Он, в который уже раз в жизни, вышел победи телем». Более того, эта победа в искусстве усиливается победой в любви: Оля, без ко торой герою невозможно трудно, соеди няет с ним свою жизнь, словно в награду за его художественные поиски и достиже ния. Правда, роман не заканчивается на этом. В небольшой последней главке Фе дор уезжает в свою деревню хоронить своего учителя Савву Кочнева, и в это время умирает Сталин. Наступает новая эпоха, новые раздумья над жизнью, и поэ тому подчеркнутая триумфальность победы Федора — и тем самым некая композицион ная замкнутость его художественных ис каний — кажется нам решением поспеш ным, вступающим в противоречие с самой сутью художественного правдоискатель ства. Именно здесь писатель, следуя по пу ти наименьшего сопротивления, убеждает нас менее всего. Таким людям, как Федор Материн, пред стоит еще многое понять глубже и вернее, во многом разобраться. В этом им помо жет история. Тогда можно будет вы ходить на свидание с Нефертити с куда большей уверенностью в том, что оно со стоится. П. Н о с е н н о ЗА ВСЕ НА СВЕТЕ Э та книга — дневниковые записи одно го человека. Обыкновенного. Незна менитого. Автор дневника работает на Казах станской Магнитке. Был каменщиком, бри гадиром, литсотрудником многотиражки, потом опять каменщиком. Его записи на чинаются 27 сентября 1958 года в поезде, который везет автора вместе с сотней похо жих на него парнишек и девчонок в дале кий, неведомый Темир-Тау. А завершается дневник 23 июня 1961 года, в то: день, ког да первая казахская домна дала первый чугун.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2