Сибирские огни, 1965, №6
поиски правды в искусстве падают в произ ведении как раз на тот период, когда в го ды культа личности творческие искания бы ли очень затруднены.. Итак, правда искусства. Ее ищет Федор Материн, прошедший дорогами войны де ревенский паренек, студент Московского художественного училища. Довольно быст ро разобравшись в пестром водовороте ху дожественных пристрастий, определив, с кем ему не по пути, освободившись, нако нец, от прямой подражательности, Федор выходит на самостоятельную творческую дорогу. И здесь начинается главное — на место словесных студенческих сшибок при ходит пора раздумий, поисков, творчества. Правда искусства... Но она не только в удачно выбранном колорите, в мастерском решении темы, не только в том, что худож ник следует проверенным и всеми признан ным правилам. Для того, чтобы познать правду искусства, необходимо прежде всего осмыслить правду жизни. С высоты современного политического опыта всматривается В. Тендряков в эпоху, за монолитностью которой начинают про сматриваться противоречия. Москвичи еще получают хлеб по карточкам, в магазинах очереди за самым необходимым, а на со седнем доме вывешивают огромный, во всю стену, оглушающе-призывный плакат: «Пейте советское шампанское!» В дни празднеств Сталин приветствует с мавзо лея восторженные толпы демонстрантов; какая-то женщина, выбежав из рядов, в экстазе выкрикивает вождю слова благо дарности. А из заброшенной, почти как в некрасовские времена, деревеньки Матеры приходит к Федору короткое, тяжелое своей правдой письмо: нет в деревне мужиков, «ржи гектар восемьдесят лежит не убра но... хлеба не жди». Такой видит минувшую эпоху автор, и трудно приходится его герою: он ведь не обладает доступным нам преимуществом исторической перспективы. И когда один из героев романа — Лева Православный — за мечает по поводу женщины, бросившейся навстречу Сталину,— «рождается новая ре лигия», то слова эти выглядят очевидной модернизацией. Найти верное соотношение героя и эпо х и — не просто. Тем более, что перед нами размышляющий, интеллектуальный герой, каким является Федор. В этой связи пред ставляет интерес не размышление Матери на о таланте (на уровне начинающего ху дожника, на уровне общеизвестных истин). Более существенна в художественной кон цепции романа глава о военных годах Фе дора, о времени, когда в личности героя закладываются основы гражданина и ху дожника. Причем дело здесь не в том, что В. Тендряков приобщает нас к каким-то новым художественным открытиям в изо бражении войны, дело в той нравственной стороне, о которой сказал поэт: В ту ночь, готовясь умирать, На век забыли мы, как лгать, Как изменять, как быть скупым, Как над добром дрожать своим. Хлеб пополам, кров пополам — Так жизнь в ту ночь открылась нам. Эти строки взяты из стихотворения К. Симонова «Д ом в Вязьме». У Федора Материна был свой «дом в Вязьме». Жизнь открылась ему в своем существе, он вер нулся с войны нравственно закаленным и возмужавшим. Такой «зачин» позволяет ожидать от Федора многого, тем более, что и в «куль товые» годы он не перестает быть гражда нином. Традиции фронтовой дружбы не за быты. И если Иван Мыш запирает от дру гих свою тумбочку, если он оказывается неразборчив в средствах для достижения цели, если, наконец, он в угоду начальству готов «утопить» товарища,— то ему не мо жет быть оправдания в душе Материна, ка кими бы высокими словами и «принципами» тот ни прикрывался. Федору, изведавшему суровую правду войны, претит ложная мо нументальность в жизни и в живописи. На художественной выставке, устроенной моло дежью, его привлекают не монументальные полотна вождей, а скромный, верный ре альным краскам жизни пейзаж. Не согла шаясь с модернистскими увлечениями Ле вы Слободко, Материн, по-видимому, раз деляет его недовольство, по-видимому, со гласен с его словами: «Мы стряпаем жал кие пародийки на классицизм, заменив биб лейские сюжеты на производственные». Весьма прозорлив Федор и в принципиаль ном споре с Чернышевым; он не соглашает ся с тем ,, что можно оправдать любые су ровые меры, если они осуществляются во имя прекрасного будущего. Такого рода мысль звучала в те времена смело и даль новидно. И все-таки правдоискательство Федо ра -— пусть в этом не вина, а беда героя”'— выглядит каким-то неглубоким даже в ря ду литературном. Художественная сила и убедительность образов правдоискателей в русской литературе заключалась в их цель ности, в одержимости, в нескончаемом стремлении испробовать различные пути достижения правды. Как правдоискателю Федору словно чего-то не хватает. Дально видный в своих выводах, он не часто «вру бается» в гущу спорящих, скорее он со глашается или не соглашается, невольно оставаясь в тени. Мужественный и смелый хотя бы с тем же московским блатным Лешкой Лемешом, действующий как боец — наступательно, Федор Материн, на наш взгляд, не проявляет подобной смелости в искусстве. Читая *роман, не раз ловишь себя на том, что, когда разговор заходит о живо писи, повествование переводится в план чисто эстетических проблем, таких, напри мер, как техника живописи, как психоло гия самого творческого акта. Со страницы на страницу перед нами обнажаются «тай ны» творческого процесса, и мы читаем; «У него идет захватывающая беседа — он и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2