Сибирские огни, 1965, №6
таша для автора не просто олицетворяет красоту женского подвига в годы войны. Наташа — это символ самых высоких ду шевных качеств русской женщины, прошед шей наравне с мужчиной через фронты войны, сохранившей чистоту, любовь, вер ность. Трагедия любви Наташи к капитану Смирнову, безвременная гибель близкого человека, наконец, обретенное счастье — это, пожалуй, одни из самых сильных, впе чатляющих страниц романа. Уж коль скоро я заговорил об образе Наташи, то хочется заметить, что в романс «Повторение пройденного» автору удались многие, как главные, так и второстепенные, образы рядовых воинов, людей простых, скромных и вместе с тем индивидуально сложных. Таковы и Буньков, и Цейтлин, и Катонин, и Макака,— Витя Петров, и безы мянные плененные немцы, его спасающие, и стекольщик из мадьярского села, и врач Гурий Михайлович, и лейтенант Соколов... Последний образ, может быть, один из са мых важных и серьезных в романе. То, что было присуще годам, связанным с куль том личности, трагически отразилось на судьбе лейтенанта Соколова — человека о г ромного мужества и силы воли. Выполнив свой гражданский и воинский долг, он по гибает как человек большой нравственной силы и чистоты. В романе «Повторение пройденного» ав тор убедительно рисует образ нашего сов ременника, его воинское трудолюбие, чест ность, бескорыстную преданность Родине, своему долгу. Насколько впечатляюще автор умеет передать детали фронтовой обстановки, можно увидеть из описания сцены смерти шофера после воздушного налета фашистов. «Д ве пули прошли через голову. Шофер был мертв. Мы отнесли его в сторону от дороги, положили на мокрую траву. И сле ва, и справа от нас, и по другую сторону шоссейки тож е несли кого-то. — Глаза бы ему закрыть,— неуверенно сказал Саша.— Говорят, пятаками надо... Веки покойника были еще теплые, и ког да я опустил их, минуту придерживая паль цами, из его глаз — застывших и удивлен ных — показались слезы». Последовательно, шаг за шагом расска зывает герой романа о своем пребывании в армии в годы Отечественной войны, о том, что пришлось перенести, пережить. Перед нами развертывается правдивая исповедь человека, не один год находившегося ря дом со смертью,- Много пришлось пережить тому поколению, которое вступило в жизнь накануне грозы сорок первого года, к ото рое познало и горечь отступления, и ги бель близких, и радость победы. Выстояли, выдержали. И никогда не померкнет красо та нравственного подвига советских людей. Писатель показывает в романе преемствен ность поколений, единство целей и судеб отцов и детей. Не преуменьшая страданий, которые несет с собой война, писатель убе дительно рисует, как советские люди и в военных испытаниях не теряют ни духов ных сил, ни веры в победу, в будущее. Вой на не надломила их, напротив, она закали ла их волю и мужество, она многому их научила. В семнадцать лет лишь начинает серьезно складываться отношение к жизни, к добру и злу, к любви и человечности., это возраст неустойчивый, противоречивый. Но война ускорила этот процесс созревания. Мы ви дим изменения в характерах героев романа, когда для них, этих парней, ушедших из родного дома, покинувших своих отцов и матерей, любимых и друзей, жизнь вдруг приобрела новый и более сложный смысл. В центре внимания писателя — конкрет ные события, и они, эти события, опреде ляют поведение человека. В ходе сражений многократно и разносторонне вырастает са мосознание героев, формируется их внут ренний мир. Таким перед нами в первую очередь предстает главный герой романа. Ничего не преувеличивая, но и не избегая жизненно важных подробностей, автор пи шет только о том, что действительно было, что пришлось пережить и ему самому. Но при этом он умеет образно, проникновенно осмыслить увиденное и пережитое и создает художественное произведение, полное жиз неутверждающей правды, оптимизма, веры в победу. Роман Сергея Баруздина — итог много летних творческих раздумий и поисков пи сателя. Читатель вместе с героями романа как бы повторяет и сопереживает заново все события и испытания суровых, гроз ных лет, ставших уже далекими и легендар ными, чтобы навечно запечатлеть и сохра нить в душе и памяти время, когда весь советский народ поднялся на защиту своего отечества, чтобы еще горячей и проникно венней любить сегодняшнюю жизнь, еще сильней стремиться к будущему. «Повторение пройденного» мне кажется самым значительным и зрелым из всего написанного Сергеем Баруздиным прежде и представляется одним из крупных явле ний нашей современной советской литера туры. А. X а й л о в ПОИСКИ ПРАВДЫ В нимание В. Тендрякова в романе «Свидание с Нефертити»1 сосредото.- чено на пути художника к истинному, глу боко правдивому искусству. При этом 1 В. . Т е н д р я к о в . Свидание с Нефертити, Роман. «М осква». 1964, № 10—12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2