Сибирские огни, 1965, №6

подпольщик, всегда говорит бедным, «л о­ зунговым» языком. Достаточно одной ссыл­ ки: «Ума у трудового народа действительно хоть отбавляй. Только ум этот с к о б э н це­ пями самодержавия и религии.. » и т. п. Что же можно сказать о романе в це­ лом? Он написан с «риском», с поисками новых приемов и средств художественного выражения важной темы В нем есть явные следы этого «риска», некоторые серьезные просчеты. Но в нем есть и очень много ин­ тересного, того, что бесспорно обогащает общественные и эстетические познания на­ ших читателей. В и к т о р Ш и ш о в ПЕРЕЖИТОЕ, НЕЗАБЫВАЕМОЕ р о м а н Сергея Баруздина «Повторение * пройденного»1 по-новому раскрывает перед нами дарование писателя, которо­ го мы д о этого знали как автора ши­ роко популярных книг о детях и для де­ тей, и означает новый этап в его творче­ стве. Произведение это, во многом автобио­ графичное, является многообещающей за­ явкой на большой, многоплановый эпос. Оно — о войне, в которой автор непосред­ ственно участвовал, которую он вместе со своим поколением пережил и сейчас стре­ мится осмыслить и опосредствовать как зрелый художник. А для читателей наших тема минувшей мировой войны — это вечно притягательная тема героизма и мужества, более того, философского осмысления со­ ветского патриотизма, величия наших идей, высочайшего духа нового, рожденного ре­ волюцией и всей последующей социалисти­ ческой действительностью свободного чело­ века. Прежде всего хочется отметить, что ро­ ман «Повторение пройденного»— многопла­ новое произведение, охватывающее огром ­ ный отрезок в жизни нашей страны и на­ шего народа. Действие его развертывается с довоенных лет и заканчивается памятным апрелем шестьдесят первого года, когда первый советский человек Юрий Гагарин взмыл в космос. И еще одно. Читатель невольно воспри­ нимает его как роман-исповедь — и не толь­ ко потому, что он написан от первого лица. Мы знакомимся с главным героем ро­ мана в предвоенном сороковом году. Х о­ рошее и вместе с тем уж е дышащее ветром 1 С е р г е й Б а р у з д и н , Погторение прой­ денного. «Ром ан-газета», 1964, № 23 (323), близкой войны время. Ш кола и Д ом пио­ неров, собы ти я в Абиссинии и граж данская война в Испании, бои на Х асане и Халхин- Голе. Первые стихи, первая лю бовь, пер­ вые робкие ощ ущ ения о т собы тий тридцать седьм ого года и, наконец, бои на К арель­ ском перешейке. Очень тон ко и точн о нари­ сован о в романе то, что принято называть «приметами времени». И первое испытание для юной души героя —- гибель отца Н ата­ ши, известие, пришедшее в радостный день окончания войны с Финляндией, потрясает и читателя до глубины души. П отрясает, казал ось бы , очень простой фразой: «Р азве так кончаю тся войны ?» П ервое серьезное размышление о жизни. И все ж е рядом — мирные, привычные б у д ­ ни. В се п росто и ясно. Г де-то далеко за р убеж ам и родной страны вспы хиваю т огни военных пож аров. Н о герой ром ана не за ­ думы вается всерьез о б этом . А если и в сп о­ минает, читая газеты и слуш ая радио, то опять-таки все ем у каж ется весьма п р ос­ тым... Мальчишка верит, что в от-в от про­ изойдет мировая революция... Так было д о того черного в истории воскресенья 1941 года, когда кончилось дет­ ство героя; он бросает школу, поступает работать в типографию. Первые дни и месяцы войны, обруш и в­ шейся на нашу страну, переданы в ром ане с удивительной точн остью . Н езабы ваемы первы е воздуш ны е тревоги, сцена в райко­ ме ком сом ол а ш естнадц атого октября сорок первого года, строительство оборонительны х рубеж ей, бои на ближних п одступ ах к М оск ­ ве. И в от — решительный перелом... В се эт о показано писателем как бы из­ нутри, через впечатления и восприятия св ое­ го героя — ю н ого, п оры ви стого, беспредель­ но верящ его в правоту наш его дела чело­ века и одноврем енно ещ е только созр ев аю ­ щ его, взрослеющ его, м уж ающ его воина, гражданина. В трудны е дни обороны М осквы герой романа получает ком сом ольски й билет и м ечтает попасть на фронт. М ечта его сбы - - вается, и он вм есте с отц ом — в батальоне ополчения. Д ой дя д о В ол ок ол ам ск ого ш ос­ се, они приняли первый бой, в к отор ом был убит отец. Ю нош е приш лось снова в ер ­ нуться на р а б оту в типографию ... Н о мечта вернуться на ф ронт не покидает героя, тем более, что и Н аташ а в армии... В скоре он д оби вается своего, попадает в ш колу артиллерийской инструментальной разведки. Писатель н аходит м ассу тонких деталей, зримы х характеристик, чтобы п о ­ казать в сл ож ны х перипетиях курсантской жизни разных людей, сл ож н ость человече­ ских характеров и судеб. В зять х отя бы* Саш у Баринова и В ол одю П р отоп оп ова. Какие они разны е и одн оврем ен но в чем-то* схож и е люди! И все ж е — С аш а это гл у б о ­ кая личность, а В ол одя — в лучш ем сл у ч ае лицо, не более. К стати , посл едующ и е со б ы ­ тия романа убедительн о п одтвер дя т это... О со б о е м есто в ром ане «П овтор ен и е пройден ного» заним ает обр а з Н аташ и. Н а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2