Сибирские огни, 1965, №6
щее сливаются в единое эмоциональное це лое: А вот и предок мой, с охоты возвращаясь, Идет к своей семье — и смотрит на меня; Добыча за спиной; у пояса качаясь, Висит его топор из красного кремня* Все ближе он идет, шурша травой сухою; Из раны каплет кровь в едва заметный след. Приподнимаюсь я, чтоб дружеской рукою Без слов ему послать напутственный привет. Еще более сложный сплав фантазия поэта и знание ученого образуют в стихот ворении «На пароходе». Если в предыду щих стихах прошлое показано как бы в на стоящем, то здесь явью становится буду щее, мечта, явившаяся в образе «девушки пленительной» Беаты. «В се в Nире связа но нерасторжимой цепью», и оказывается, что Беату — «иль древний пращур мой, или я сам давно любил ее, живя на этой же планете». Стихи, разумеется, не несут в себе никаких идеалистических или мистиче ских влияний (вроде «переселения душ »). В них поэтически причудливо отразились взгляды ученого-материалиста, убежденного в том, что «движется все в безграничном кругу мирозданья», что человек и должен чувствовать себя органической частицей природы: И сливаюсь неразрывно с многосложною душою Густолиственного бора — векового мудреца... Согра старая укроет в ней оставленные кости, И проснусь я к жизни новой в росте ели молодой. Хотя социальные мотивы не были во все чужды поэту (стихи «Забытые могилы», «Адаита», «Ссыльному товарищу», «Еврей ской девушке» и др.), П. Драверт интере сен прежде всего как поэт-пейзажист, умею щий «подать» явления природы в худож ест венно убедительном, ярком и — в то же время — научно точном описании. Но поэзия П. Драверта по значению своему далеко выходит за рамки только пейзажной лирики. Ведь он первый в рус ской литературе так широко и глубоко осве тил тему Сибири, воспел ее могучую при роду, неисчерпаемые богатства которой — в это поэт всегда верил — в скором буду щем будут поставлены на службу народу. Человек, целиком ушедший в творче ство — научное и поэтическое, с полным правом мог сказать о себе: Здесь, на родной земле, оставил я свой след. Он неприметен, мал,— но в смене поколений С другими он войдет в дорогу откровений... «Книги имеют свою судьбу»,— повторяем мы древнее и мудрое изречение, но неред ко забываем, что за судьбой книг стоят судьбы их творцов. История знает немало примеров литературного остракизма, дли тельного забвения тех или иных книг. Забве ния незаслуженного, не являющегося уде лом бесталанности. Но неизбежно насту пают времена, когда книги вновь становят ся в строй: ведь «песнь... не смолкла, не по блекла, как Феникс, выпорхнет из пепла» (А. Балин). А вместе с книгами, вместе с песнями начинают новую жизнь и их созда тели и певцы. ...И разве мы не хотим, чтобы замеча тельные сибирские «старики», зачинатели со ветской литературы в Сибири, вновь при шли в нашу жизнь и рассказали о радостях и тревогах своего времени — времени, поло жившего начало переустройству мира и че ловека?!.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2