Сибирские огни, 1965, №6
ступень духовного и физического совер шенствования. А. Балин писал в стихотворении «Т е ремок»: Говорят о навете горьком, Только всякому слуху не верь,— Будто петь о вечерней зорьке Не пристало поэту теперь... Только вправду ли мудрость такую Примет лес, на солнце горя? На заре я по милой тоскую, И тоскует со мной заря. «Напевы сокровенных, незримых миру струн» сердца были дороги поэту-гуманисту, и ничто человеческое не было ему чуждо. «Лирический настой» стихов А. Ба'лина ни когда не был «напитком» человека, отре шенного от мира сего. «Звезда живого чувства» ярким светом освещала всю его поэзию, горячая публицистичность и фило софская окрашенность которой всегда были неразрывно сплавлены с теплым и проник новенным лиризмом. В поэзию А. Балина, органически впи тавшую в себя «Запад с Анатолем Франсом и весь Гафизовый Восток», естественно вхо дит и «новая новь» советской действитель ности, и напряженная устремленность ее в будущее: «Э то новая песня поэта грядущей радостью дышит — имеющий уши да слы шит». Ныне явью стала мечта поэта об «огнях Ангары» — вспыхнул «над лесами дремучи ми свет», и светло стало над Шаманским порогом, в местах, где когда-то «каторж ник, путь бороздя по таежному следу бро дяг, укрываясь в ущельях скалы, острым камнем сбивал кандалы» (стих. «Огни Ан гарских порогов»). Не кажется фантазией и пророческое предсказанье поэта о том времени, когда человек, «проторяя млечный путь к мирам, доселе неоткрытым», см о жет «часок на Марсе отдохнуть», «на лун ный кратер опереться» «и на Сатурне о б о греться»,— Затем опять к мете земной, Как в межпланетную деревню,— Вернуться вовремя домой, Любуясь Днепростроем древним. («Какой бесстрастный небовед...») Удивительна эта способность человека проникать мыслью своей в будущее. Стра на еще лежала в развалинах, испытывала голод, холод, разруху, а поэты посылали уж е космические корабли в околосолнеч ное пространство, снаряжали экспедиции к далеким звездным галактикам... А Оленич-Гнененко еще в дореволюцион ных стихах, навеянных чтением Дарвина и Брема, Аксакова и Геккеля, прослав лял человеческий разум, способный поста вить на службу людям все богатства приро ды. Не совсем самостоятельные, внесоциаль- ные стихи эти интересны как первые под ступы к одной из важнейших тем зрелого художника — теме активного преобразова ния природы человеком нового, социалисти ческого общества. «Впервые в мире,— писал А. Оленич-Гнененко в книге «В горах Кав каза»,— в обществе советском, социалисти ческом человек подходит к природе как ум ный, заботливый хозяин, друг и творец». Эта мысль является магистральной в его поэме «Человек и природа». Публицисти чески острая, волнующая поэма вся прони зана дерзновенной, зовущей к действию мечтой о светлом будущем человечества: И вот иного века Уже видны просторы, Когда для человека Песчинкой станут горы, Когда скорее свет’ К скоплениям туманным, К неведомым планетам Взлетят атомопламы... В. Итин, сумевший стать полезным ро дине и народу певцом «солнца» революции, заявлял, что он всегда «искал, как рыцарь Эльдорадо, не искусство, не мечту, а жизнь». Но и мечта, яркая и романтиче ская, никогда не была противопоказана поэту: Нет, это я шагну сейчас в пространство, Своих детей оставлю на Луне, Малиновый пожар протуберанцев Увижу в звездной, в страстной вышине! Это не было бегством от земли. Это было стремлением кинуть взгляд на свою жизнь и свое время — из будущего. III В. И. Ленин писал в 1918 году в ста тье «Главная задача наших дней»: «И сто рия человечества проделывает в наши дни один из самых великих, самых трудных поворотов, имеющих необъятное — без ма лейшего преувеличения можно сказать: всемирно-освободительное — значение... Не удивительно,. что на самых крутых пунк тах столь крутого поворота, когда кругом с страшным шумом и треском надламывает ся и разваливается старое, а рядом в неопи суемых муках рождается новое, кое у кого кружится голова, кое-кем овладевает о т чаяние, кое-кто ищет спасения от слишком горькой подчас действительности под сенью красивой, увлекательней фразы» (В. И Ленин, Соч., т. 27, стр. 133). Такое состояние идейной и психологи ческой смятенности, отразившееся в твор честве некоторых писателей-«интеллигентов» (Г. Вяткин, В. Итин), не миновало и «крестьянских» поэтов Сибири. Признаний в этом мы немало найдем в их стихах. «Куда несет судьбы нас бледный конь?» — горестно вопрошает И. Ерошин. «Есть ли забвенье на свете?» — печально вторит ему А. Пиотровский Смутно разбираясь в ха рактере и движущих силах революции, свя зывая все свои социальные чаяния лишь с крестьянством, «последние поэты деревни»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2