Сибирские огни, 1965, №6
Потому что их мысли мирны И желудки набиты рыбой. Им угрозны меДвежьи пляски И до дрожи вид крови гадок... Вивиан Итин, как и А. Оленич-Гненен- ко, тоже сразу принял революцию, как только открыл ее для себя при первых рас катах «выстрелов с матросской Авроры». Поэт, который, по его собственному призна нию, «был искателем чудес, невероятных и прекрасных», нашел в себе силы отказаться от «огромных», но бесцельных юношеских «мечтаний» и ушел в «дремучий лес» жиз ни, «в снега и вьюги зим ужасных». «Мир чудес», «мир, непохожий на действитель ность», все больше уходит в сознании поэта в прошлое: О, если бы не ряд потерянных Друзей, встающий предо мной, И длинный перечень расстрелянных,- Я б мог поверить в мир иной! («Возвращ ение») Здесь делает В. Итин первую попытку осмыслить свой опыт бойца революции, поэтически выразить свои впечатления от «первого оседлого года, считая с октября 1917». Он жил в это время в Красноярске, заведовал там губернским отделом юсти ции, «подписывал смертные приговоры в коллегии Губчека и выручал спешно при говоренных к смерти, председательствовал в «Реквизиционной комиссии» и вводил рево люционную законность, раздавал церковное вино — губздраву, колокола — губсовнархо- зу и руководил «Комиссией по охране па мятников искусства и старины» в связи с отделением церкви от государства». Однако «земные перегрузки» оказались слишком тяжелы для вчерашнего «интелли гента» и романтика, и он откровенно при знается в своей душевной раздвоенности: в желании «навсегда остаться самим собой» и в стремлении безвозвратно расстаться со своим прошлым. «Нужно пальцы чувство вать на горле своего второго «я »,— сознает поэт, но это «второе «я» еще живуче в нем и, как рецидив прошлого, порой выры вается наружу, и тогда в стихах появляют ся нотки сомнений, некоего социально-абст рактного всепрощения: «Убийцы могут быть святыми, как звери, жаждующие жить... И что-то плачет вместе с ними — кого я требовал убить» («В трибунале»). Поэт не смог до конца и полностью разобраться в противоречивой революционной действи тельности тех дней. Вот почему ему каза лось, что «победный путь» революции про легает «средь враждебных, дымных, тем ных, одиноких деревень»: индифферентность некоторых, в основном — зажиточных, сло ев сибирского крестьянства в годы граж данской войны казалась поэту враждеб ностью по отношению к советской власти. Вот почему ему иногда приходилось во внутреннем противоборстве со своим «вто рым «я» «выжигать драгоценную сталь» стихов, «не лаской», а «нагайками», чтобы стихи не превратились в «устрицы», кото рые «проглотишь — ни сыт, ни голоден»... Но настойчивое стремление верно осмыс лить всю глубину, сложность и историче скую закономерность великих социальных изменений никогда не затухало в поэте. Ре волюционное, духовно здоровое начало по бедило, в конце концов, в В. Итине пресло вутую «интеллигентскую» раздвоенность «души», и в стихах, посвященных В. За зубрину, он заявляет: Я люблю борьбу, и чем трудней, тем больше. И борьбу звериную любя, Словно плечи, жаждущие ноши. Научился побеждать себя. «Он ощутил и понял, — писал о поэте литературный критик В Правдухин,— на истории своего поэтического развития по казал, что интеллигент не «беззаконная ко мета в кругу расчисленном светил», а если и межпланетное существо, то и то лишь в теории; в жизни же, особенно в практи ке революции, он обязан стать самим со бой, т. е. должен найти и определить, нако нец, свое социальное гнездовье, если он не хочет остаться безличным материалом для удобрения почвы господствующих клас сов*. И В. Итин обрел свое «социальное гнез довье» в «солнце» революции, отдав ей весь жар своего поэтического сердца, глубо ко индивидуального, самобытного и муже ственного, а ведь «переплавить сердце в солнце — труднее стали!» Зажав в тиски свое «второе «я», победив в себе вчераш него «интеллигента» с его душевной «двой ственностью», В. Итин уже имел мораль ное право обратиться к собратьям по поэ тическому цеху: Подчиняйте Лоря и суши! Разрушайте и стройте опять! Но главное — новые души Поэты должны сковать! Но выковать «новые души» было очень не просто. Противоречивый, тернистый путь к революции поэта Г. Вяткина подтверж дает это. Человек передовых взглядов, Г. Вяткин был, по сути, типичнейшим представителем своей социальной среды — мелкобуржуаз ной русской интеллигенции начала XX ве ка. Вместе с нею он разделял все ее идей ные шатания, колебания и заблуждения от носительно характера и движущих сил б у дущей революции. Поэтому-то, когда при шел Октябрь, поэт не смог избежать неко торых политических ошибок, прежде чем связал свою судьбу и свое творчество с истинной, а не воображаемой «всеочисти- тельной грозой» революции. Призывая «ды ханье алой бури» крушить «все отжившее», Г. Вяткин явно преувеличивал стихийные, разрушительные силы развернувшейся * См. предисловие В. Правдухина к книге стихов В. Итина «Солнце сердца» (Новонико- лаевск, 1923 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2