Сибирские огни, 1965, №6
растает вскоре у В. Итина в открытое от вращение к этому миру. Правда, критика буржуазной действительности касается у поэта пока лишь сферы искусства. Его сти хотворение «Кино», написанное еще до ре волюции, но не потерявшее своей остроты и по сей день, точно и метко передает пер вые симптомы упадка и разложения бурж у азного искусства, низменность и неизмен ность «вкусов» буржуа, вращающихся в за колдованном кругу лжи, порока, страсти к наживе: А на экране — сыщики и воры, И жадно разгоревшиеся взоры. Конечно, центр — сундук миллионера, И после — трюки бешеной погони: Летят моторы, поезда и кони Во имя прав священных сэр:.... Приправы ради кое-где умело Сквозь газ показано нагое тело. В дореволюционных стихах А. Оленича- Гиененко внимание привлекает поэтический образ «степи», аллегорически олицетворяю щий собою Русь, ждущую неотвратимых из менений в своей судьбе: С тех пор как, степь, тебя я знаю, Ты все и та &е, и не та. Вчера во тьме беззвездной ночи Ты дремно колыхала рожь, А вот светло открыла очи И ждешь чего-то, жадно ждешь. Более определенно звучат социальные мотивы в другом стихотворении поэта — «Анатолю Франсу». В несколько завуалиро ванной форме здесь — прямой призыв к борьбе: Все — белый цвет, но в воле нашей Его окрасить в алый цвет. Пусть наша кровь, рубина краше. Прольется вдоль дороги нашей, Чтоб освятить бесстрашный след, «Стихи эти,— вспоминал позднее А. Оле нин- Гнененко,— были ответом французско му писателю (Анатолю Франсу.— В- К.) на его скептическую новеллу, в которой дьявол убеждает спасающегося в пустыне отшель ника, что нет истины, показывая ему, как все краски радуги при смешении дают бе лый, нейтральный цвет»*. Интересным, хоть и очень противоречи вым, было дореволюционное творчество Г. Вяткина. Его стихи, получившие из вестность в передовых кругах русской ин теллигенции вскоре после революции 1905 года, привлекали оптимистической верой в будущее, призывом к борьбе с «дыханьем ада на земле». Поэтический образ встаю щего «в предрассветной мгле» «грядущего» олицетворял в этих стихах всеочиститель- ную грозу надвигающейся революции: Приди, гроза! Всю ложь земную, Все зло сожги и умертви * «Сибирские огни», 1953 г., -V: 10, стр. 142. И тех, кто духом бодр и молод. Для новой жизни воззови. Желанный день улыбкой ясной Зальет цветущие поля, И будет жизнь светла, как солнце. Как обновленная земля! Тяжелые годы реакции и гнета, насту пившие вслед за поражением первой рус ской революции, не могли, однако, не ска заться на творчестве Г. Вяткина. Поэзия его утрачивает поступательный порыв, б о д рые, зовущие к борьбе стихи все чаще на чинают перемежаться с такими, где преоб ладают совсем иные чувства — то крайний пессимизм и разочарованность, то беспоч венная романтика и «воздушная» мечта тельность. «В те годы,— писал поэт,— два писателя имели на меня огромное влияние: Бальмонт и Достоевский. Бальмонт очаро вывал музыкой своего легкого стиха, Д о стоевский — вдохновенным оправданием страдания»*. В это-то время на помощь поэту, пере живавшему нелегкий творческий кризис, и пришел М. Горький. В своем письме к Г. Вяткину он вскрыл не только корни его художнической слабости, но и, «словно острым мечом» ударив по обоим литератур ным кумирам поэта, раскрыл перед ним «глубокую философию русской литерату ры»**. Вместе с тем М. Горький с радостью отмечал, что поэт начинает понемногу осво бождаться из-под влияния Д остоевского: «ряд стихотворений проникнут уже други ми чувствами: бодрости, любви к жизни и человеку». И великйй писатель с одобрени ем цитировал тут стихотворение Г. Вяткина «Мне кажется, что я когда-то жил...»***. ...И вот грянул Октябрь. «Неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А. Блок), когда-то лишь смутно предчувствуемые поэтами, стали злобой и практикой дня, а отношение к ним — проб ным камнем подлинной народности и про грессивности каждого художественного та ланта. Одним из первых, среди сибирских пи- сателей-«интеллигентов», понял и принял революцию А. Оленич-Гнененко. Поэтически действенным было обращение его к сатире. В стихотворении «Медвежьи пляски» писа тель едко высмеивал и бичевал квазиней- тральную обывательщину, не способную по нять «ликования веселых схваток». Несом ненна навеянность темы и образов этих стихов горьковской «Песней о Буревестни ке»: Притаились во льдах тюлени, И в испуге кряхтят пингвины,. Потому что тела их жирны И лежат неподвижной глыбой, * «Сибирские огни». 1936 г., № 4. ** Там же. *** М. Г о р ь к и й . Собр. соч. в 30 томах, т, 29, стр. 291.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2