Сибирские огни, 1965, №6
наличие в литературе «промежуточных идеологических форм», партия вместе с тем настаивала на терпимом к ним отношении, на необходимости эти «неизбежно многочис ленные формы изживать в процессе все б о лее тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма». В Сибири такими носителями «проме жуточных идеологических форм» в лите ратурной жизни того времени считались, с одной стороны, поэты, вышедшие из сре ды старой мелкобуржуазной интеллигенции (Г. Вяткии, В. Итин, А. Балин, Н. Изонги и др.), а с другой — так называемые «кре стьянские» писатели, вслед за Есениным и Клюевым именовавшиеся «последними поэ тами деревни» (И. Ерошин, К. Беседин, А. Пиотровский). Однако такое деление по социальным и творческим группировкам было нередко весьма условным и к концу 20-х годов уже не отражало реального соотношения лите ратурных сил, так как и писатели «крестьян ские», и писатели «интеллигенты» все сме лее, все активнее вставали на путь сотруд ничества с советской властью, все теснее смыкались с пролетарскими литераторами. Между тем, кое-кто продолжал приклеивать им «сословные» ярлыки... Так поступали, к примеру, «настоященцы» (группа литера торов, объединившаяся в 1928— 1929 гг. вокруг журнала «Настоящее» и объявившая искусство «опиумом для народа»), «Н астоя щенцы» отрицали появление на литератур ной арене Сибири пролетарских писателей. Они утверждали, что писатели в Сибири — «крестьянские», в лучшем случае, что вообще литература Сибири — это «деревян ный велосипед» и что нет никакой возм ож ности перевести этот «деревянный велоси пед» на рельсы пролетарской идеологии. Столь категорические «формулы» опровер гались, впрочем, самой жизнью, живым ли тературным процессом тех лет. Ведь толь ко в поэзию (не говоря уже о прозе и об упоминавшихся здесь писателях) пришли в 20-х годах такие поэты, как Н. Алексеев, А. Несмелое, Г. Павлоз, В. Заводчиков, И. Молчанов-Сибирский. В. Непомнящих, С. Марков, Н. Титов, J1. Черноморцев и др. Характерной и колоритной фигурой 20-х годов был писатель, которого называли «самосочинителем». Это был человек, не редко не имеющий даже общего образова ния, пришедший в литературу прямо от станка и плуга, из самой гущи народа, захваченного жаждой созидания и творче ства. Правда, среди таких «ударников, призванных в литературу» (как стали на зывать «самосочинителей» в 30-х годах), бывали люди и случайные в искусстве, но большинство «самосочинителей» упорно и быстро двигалось к овладению законами и тайнами литературного мастерства. Даже эмигрантский сборник «Вольная Сибирь», выходивший в Праге, вынужден был при знать: «Э то явление, пожалуй, новое в си бирской литературе. Д о революции эти ни зы не были задеты в такой мере жаждой творчества». Большую роль в собирании литератур ных сил Сибири сыграл основанный в 1922 году журнал «Сибирские огни». На его страницах вместе с молодыми, пришедши ми в литературу в 20-х годах прозаиками и поэтами часто выступали и писатели, творческая деятельность которых начина лась еще до Великой Октябрьской социали стической революции. Их любовно называли здесь «стариками»... II Пожалуй, парадоксально: те, кого на зывали «стариками», были, в сущности, не только не старыми, но и не пожилыми д а же людьми. Но (и в этом характерная пси хологическая деталь и примета времени) так молода была наша революция так бы ло насыщено грандиознейшими событиями время, так бурно развивалась молодая со ветская литература, в острой борьбе сменяя одни направления и группировки другими,— что в сознании тех, кто пришел к сибирско му литературному костру в 20-х годах, лю ди, начавшие писательскую работу до Ок тября, невольно становились «стариками». А «старикам»-то шел или завершался всего лишь третий десяток лет! Однако за плеча ми каждого из них была своя, индиви дуальная творческая дорога, которой он пришел в советскую литературу, и дорога эта не всегда была ясной и прямой. Начи налась она, как обычно, со стихов, хоть и юношески искренних,, но подражательных, нередко — эстетских и социально-отвлечен ных. Грозовая атмосфера предреволюцион ных лет влила в поэзию сибиряков острую публицистическую струю, несущую в себе крупицы истинной поэтичности, и это случи лось тогда, когда начинающие литераторы ощутили и попытались отразить в своих стихах неизбежность великих социальных потрясений и перемен. «Есть ли истина страшнее — мир обра щается в тюрьму для тех, кто в рабстве цепенеет»,— пишет А. Балин, воспринимая современную ему капиталистическую дейст вительность как «звенья» «оков тюремных». Даже романтические стихи В. Итина по-своему отражают все углубляющийся конфликт между личностью и окружающим ее миром, где «вечно гибнет воля» и «мысль покрыта тусклой, страшной тенью». Упо добляясь сицилийскому философу и поэту V в. до н. э. Эмпедоклу, бросившемуся, со гласно легенде, в кратер Этны, герой В. Итина восклицает: Возьми мой прах, о кратер величавый, Мне скучно дольше жить и дольше ждать, Омой мне сердце беспощадной лавой,— Лишь мертвое перестает рыдать!.. Неприятие капиталистического мира, про явившееся в нотах «тоски и гнева», пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2