Сибирские огни, 1965, №6
...Последний раз Толстой побывал в Куй бышеве в начале 1942 года. Он прилетел сюда самолетом на пленум Комитета по го сударственным премиям, который открылся 26 января. Война преобразила город. Тут еще находились посольства, многие нарко маты. Д о контрнаступления под Москвой Куйбышев являлся как бы второй столицей страны. 2-го февраля в Куйбышевском Дворце культуры проходило совещание — «И скусст во в дни Великой Отечественной войны». В нем участвовали А. Довженко, С. Гера симов, С. Михоэлс, А. Толстой и другие деятели советской культуры. Алексей Николаевич, как никогда, был захвачен журналистской работой. Его анти фашистские статьи, перепечатанные в де сятках газет, встречали огромный отклик на фронте. Как вспоминает один из участников со вещания, Толстой «сидел за столом прези диума, и, низко склонившись, все время де лал записи в своем блокноте Иногда он отрывался от ‘блокнота, каким-то особенно нервным жестом руки проводил по редею щим прядям волос и пристально всматри вался в аудиторию. В конце совещания Толстой выступил с короткой речью» (цит. по книге — К. А. Селиванов «Русские писа тели в Самаре и Самарской губернии», Куйбышев, 1953, стр. 111). В одном из куйбышевских учрежденче ских архивов хранится стенограмма этого совещания Толстой говорил: «В великой трагической игре всемирной войны Красная Армия вышла на первое место. Как случилось, что фашистская ар мия, вооруженная, отмобилизованная для завоевания мира, в тот самый момент, ког да была близка победа, была разбита на подступах к Кавказу, Москве, Ленинграду и продолжает отступать и гибнуть?.. Крас ная Армия — представительница народа, о котором много лгали, о котором никто ни чего не знал, да и сами-то, по совести го воря, мы не знали и о нашем народе, и о самих се б е— Красная Армия вышла на первое место в мире... Действительность,— продолжал Тол стой,— сурова, трагична и проста так же, как лицо простого красноармейца под сталь ным шлемом. Эту правду мы должны вскрыть и в образах нашего искусства вер нуть нашему народу... Никогда и ни в ка кую из исторических эпох искусство не ста новилось такой серьезной, такой мощной силой для завершения победы и для пред стоящего строительства того нового мира, который придет на смену этому ужасу, т о му миру, который должен восстать, совер шенным и прекрасным, как Афродита из кровавой пены человеческого океана». Алексей Николаевич не дожил до побе ды. Он умер вечером 23 февраля 1945 го да, в подмосковном санатории, от рака лег ких. В Москве, на боковой тихой улице (ны не улица Алексея Толстого) стоит дом. Многое в нем сохранено так, как было при жизни Алексея Николаевича Над его кон торкой, за которой обычно писатель стоя работал, висит большая фотография мате р и— красавица, в пышном старомодном на ряде, с умным лицом и горячими глазами. Он любил этот портрет. И во всех стран ствиях своей бурной жизни не расставался с ним. Он всегда был там, где писатель обычно держит только самое необходи мое,— в его рабочем кабинете. Мать из окошка своей моподости смотрела на сына в часы напряженного труда, раздумий, ра достных порывов и трудных решений. Там этот портрет висит и сейчас, как висел всегда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2