Сибирские огни, 1965, №6
пьес, не считая вариантов некоторых про изведений Пьесы эти во многом любопытны. Одна из них — сказка в трех действиях «Русалочка», сюжет которой развивает мо тивы о вышедшей к людям ундине, напи сана, по-видимому, при участии Алексея Толстого. В конце 1904 года, когда Александра Леонтьевна несколько месяцев жила в Пе тербурге, стали обозначаться новые черточ ки в отношениях матери и сына. Писатель ница теперь уже сама считается с литера турными советами 22-летнего Толстого, воз никает первое ощущение профессиональной общности, столь долгожданной для обоих. Известны нам и случаи их соавторства в это время. Как-то раз ее петербургский изда тель Вольф срочно попросил несколько ко ротких рассказов для детского журнала. В связи с этим Александра Леонтьевна сооб щает Вострому: «Д ома рассказала Лельке, а он просит: «Мамочка, дай один рассказец написать...» — «Пиши, только под своим именем». Сидели вечером, он стал придумы вать, я делаю поправки в фабуле... Сейчас ушли спать, а он строчит...» (25 октября 1904 г., ИМЛИ, инв. № 6311/124). За исключением двух-трех случайных эпизодов, стихов А. Востром никогда не пи сала. Этим и объясняется обращение авто ра «Русалочки» к перу стихотворца А. Тол стого, который к тому времени был уже о б ладателем многих тетрадок «неизданных со чинений». 12 ноября 1904 года, сообщая Вострому, что «Русалочка» через несколько недель пойдет в петербургском детском театре Чистякова, Александра Леонтьевна писала: «Я просила Лелю присочинить сти хи для русалочек в первом действии. Они будут петь за кулисами...» (ИМЛИ, инв. № 6311/114). В обнаруженном теперь списке пьесы, действительно, есть много стихов — песен, которые исполняют в первом акте за сце ной голоса русалочек. Вроде: Все мы дружным хороводом Полетим по быстрым водам. Спросим нежную зарницу: «Не видал ли ты сестрицу?», ...Но зарница нам ни слова.., И тоской объяты снова, Спросим месяц молодой. Уронив свой луч златой На дрожащий лик воды. Он молчит на все мольбы... и т. п. Надо думать, что многочисленные стихи в пьесе (хор русалочек затем появляется еще в финале) и есть «присочиненные» Алексеем Толстым. Тогда перед нами — пер вое обращение начинающего Толстого к об работке фольклорных мотивов как бы ран няя «заявка» на созданные несколькими го дами позже произведения сборников «За синими реками» (1906— 1911 гг.) и «Сорочьи сказки» (1908— 1910 гг.), где один из цик лов, между прочим, назван «Русалочьи сказки».. Теперь картина творчества А. Востром была достаточно полной. Что можно ска зать о нем? По своему призванию А. Востром была прежде всего очеркисткой и писательницей для детей. А по размерам дарования — о д ним из тех тружеников литературы, так на зываемых писателей средней руки, которые часто пишут гладко, порой плохо, но спо собны иногда и к настоящим творческим взлетам. За двадцать пять лет литератур ной работы у А. Востром вышло в Петер бурге и Москве около десятка книг разных названий — повестей и рассказов. Наиболь ший успех выпал на долю ее детских произ ведений, хотя писались они обычно между делом, и сама Александра Леонтьевна не придавала своему участию в детской лите ратуре особого значения Ее сборник «Как Юра знакомился с жизнью животных (рас сказы о животных и их жизни для малень ких детей)» высоко оценивает, например, известный книгоиздатель И. Д. Сытин. В своей «Жизни для книги» он отмечает, что среди «произведений этого рода особенно выделялась книга Востром» (И. Д. Сытин «Жизнь для книги», М. 1960, стр. 80). Д ру гой сборник А. Востром «Подружка», со стоящий из ста тридцати коротких познава тельных рассказиков для малышей, был удо стоен почетного отзыва на Бельгийской всемирной выставке, с успехом переизда вался и был любимой детской книгой нача ла XX века. Помимо постоянного участия в волж ской периодике, А. Востром печатала очер ки и рассказы в ряде столичных журналов. На ее произведения отзывалась авторитет ная критика того времени. Хуже всего давалась А. Востром драма тургия, которой она активно занималась в конце жизни. При всей злободневности те матики и гражданском пафосе, пьесы, за редким исключением, выходили громоздки ми и несценичными. По выражению А. Тол стого, герои в них «произносили уж слиш ком «программные монологи». Цензура чер кала их, театры отказывались ставить. Только одна из остро публицистических пьес А. Востром — драма «Докторша», б у дучи принятой, готовилась к постановке в петербургском театре Яворской) но «не могла быть поставлена... по «независящим от театра обстоятельствам» («Самарский курьер», 1906, № 159, «А Л. Толстая-Бост- ром »). Зато некоторые из ее пьес для де тей, «как, например, «Снегурочка», выдер жали в петербургском детском театре Чи стякова десятки представлений в течение о д ного года» («Самарский курьер», 1906, там же). Лучшие из детских произведений А. Во стром, вероятно, заинтересовали бы и совре менных маленьких читателей (таких произ ведений много и в сборнике «Подружка», откуда включен рассказ в школьную хре стоматию, и не меньше их рассыпано по разным изданиям). Но детские рассказы не составляют единственно значительного из созданного писательницей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2