Сибирские огни, 1965, №6

пьес, не считая вариантов некоторых про­ изведений Пьесы эти во многом любопытны. Одна из них — сказка в трех действиях «Русалочка», сюжет которой развивает мо­ тивы о вышедшей к людям ундине, напи­ сана, по-видимому, при участии Алексея Толстого. В конце 1904 года, когда Александра Леонтьевна несколько месяцев жила в Пе­ тербурге, стали обозначаться новые черточ­ ки в отношениях матери и сына. Писатель­ ница теперь уже сама считается с литера­ турными советами 22-летнего Толстого, воз­ никает первое ощущение профессиональной общности, столь долгожданной для обоих. Известны нам и случаи их соавторства в это время. Как-то раз ее петербургский изда­ тель Вольф срочно попросил несколько ко­ ротких рассказов для детского журнала. В связи с этим Александра Леонтьевна сооб­ щает Вострому: «Д ома рассказала Лельке, а он просит: «Мамочка, дай один рассказец написать...» — «Пиши, только под своим именем». Сидели вечером, он стал придумы­ вать, я делаю поправки в фабуле... Сейчас ушли спать, а он строчит...» (25 октября 1904 г., ИМЛИ, инв. № 6311/124). За исключением двух-трех случайных эпизодов, стихов А. Востром никогда не пи­ сала. Этим и объясняется обращение авто­ ра «Русалочки» к перу стихотворца А. Тол­ стого, который к тому времени был уже о б ­ ладателем многих тетрадок «неизданных со­ чинений». 12 ноября 1904 года, сообщая Вострому, что «Русалочка» через несколько недель пойдет в петербургском детском театре Чистякова, Александра Леонтьевна писала: «Я просила Лелю присочинить сти­ хи для русалочек в первом действии. Они будут петь за кулисами...» (ИМЛИ, инв. № 6311/114). В обнаруженном теперь списке пьесы, действительно, есть много стихов — песен, которые исполняют в первом акте за сце­ ной голоса русалочек. Вроде: Все мы дружным хороводом Полетим по быстрым водам. Спросим нежную зарницу: «Не видал ли ты сестрицу?», ...Но зарница нам ни слова.., И тоской объяты снова, Спросим месяц молодой. Уронив свой луч златой На дрожащий лик воды. Он молчит на все мольбы... и т. п. Надо думать, что многочисленные стихи в пьесе (хор русалочек затем появляется еще в финале) и есть «присочиненные» Алексеем Толстым. Тогда перед нами — пер­ вое обращение начинающего Толстого к об ­ работке фольклорных мотивов как бы ран­ няя «заявка» на созданные несколькими го­ дами позже произведения сборников «За синими реками» (1906— 1911 гг.) и «Сорочьи сказки» (1908— 1910 гг.), где один из цик­ лов, между прочим, назван «Русалочьи сказки».. Теперь картина творчества А. Востром была достаточно полной. Что можно ска­ зать о нем? По своему призванию А. Востром была прежде всего очеркисткой и писательницей для детей. А по размерам дарования — о д ­ ним из тех тружеников литературы, так на­ зываемых писателей средней руки, которые часто пишут гладко, порой плохо, но спо­ собны иногда и к настоящим творческим взлетам. За двадцать пять лет литератур­ ной работы у А. Востром вышло в Петер­ бурге и Москве около десятка книг разных названий — повестей и рассказов. Наиболь­ ший успех выпал на долю ее детских произ­ ведений, хотя писались они обычно между делом, и сама Александра Леонтьевна не придавала своему участию в детской лите­ ратуре особого значения Ее сборник «Как Юра знакомился с жизнью животных (рас­ сказы о животных и их жизни для малень­ ких детей)» высоко оценивает, например, известный книгоиздатель И. Д. Сытин. В своей «Жизни для книги» он отмечает, что среди «произведений этого рода особенно выделялась книга Востром» (И. Д. Сытин «Жизнь для книги», М. 1960, стр. 80). Д ру­ гой сборник А. Востром «Подружка», со ­ стоящий из ста тридцати коротких познава­ тельных рассказиков для малышей, был удо­ стоен почетного отзыва на Бельгийской всемирной выставке, с успехом переизда­ вался и был любимой детской книгой нача­ ла XX века. Помимо постоянного участия в волж­ ской периодике, А. Востром печатала очер­ ки и рассказы в ряде столичных журналов. На ее произведения отзывалась авторитет­ ная критика того времени. Хуже всего давалась А. Востром драма­ тургия, которой она активно занималась в конце жизни. При всей злободневности те­ матики и гражданском пафосе, пьесы, за редким исключением, выходили громоздки­ ми и несценичными. По выражению А. Тол­ стого, герои в них «произносили уж слиш­ ком «программные монологи». Цензура чер­ кала их, театры отказывались ставить. Только одна из остро публицистических пьес А. Востром — драма «Докторша», б у­ дучи принятой, готовилась к постановке в петербургском театре Яворской) но «не могла быть поставлена... по «независящим от театра обстоятельствам» («Самарский курьер», 1906, № 159, «А Л. Толстая-Бост- ром »). Зато некоторые из ее пьес для де­ тей, «как, например, «Снегурочка», выдер­ жали в петербургском детском театре Чи­ стякова десятки представлений в течение о д ­ ного года» («Самарский курьер», 1906, там же). Лучшие из детских произведений А. Во­ стром, вероятно, заинтересовали бы и совре­ менных маленьких читателей (таких произ­ ведений много и в сборнике «Подружка», откуда включен рассказ в школьную хре­ стоматию, и не меньше их рассыпано по разным изданиям). Но детские рассказы не составляют единственно значительного из созданного писательницей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2