Сибирские огни, 1965, №6

Александра Востром в конце 80-х — начале 90-х годов (из альбомов В. В. Тейса). Публикуется впервые* Время как будто уже распорядилось по- своему творческим наследием писательницы. И если А. Востром теперь почти не знают и не читают, то кто же виноват в этом, кро­ ме нее самой? Так я думал, когда начал понемногу пе­ речитывать произведения этой писательни­ цы. Как уже говорилось, среди приобрете­ ний куйбышевского архива А. Н. Толстого оказались некоторые ее книги, многие ру­ кописи. Другие книги разыскивались по библиотекам Ленинграда, Москвы и Куйбы­ шева. Несколько неизвестных рассказов и очерков я обнаружил в старых газетах и журналах. Большинство произведений А. Востром, встретившихся на первых по­ рах, были посредственными или слабыми. Интерес они вызывали главным образом в связи с Алексеем Толстым — как идейно­ литературная атмосфера, в которой воспи­ тывался будущий писатель, как материал для сравнения с «семейными хрониками» А. Толстого и его повестями и рассказами автобиографического цикла. Оба писателя не раз отталкивались от одних и тех же дей­ ствительных событий, обращались к одним и тем же реальным прототипам. Многие произведения A. BoctpoM, написанные в тог­ дашних традициях народнической литерату­ ры, были подчеркнуто фактографичными. Иногда полезно сопоставить художествен­ ный портрет, исполненный рукой талантли­ вого живописца, с фотографиями «натуры». Это как бы вводило в писательскую лабо­ раторию А. Толстого, раскрывая работу х у ­ дожника над жизненным материалом. Есть у А. Толстого и прямые переделки отдель­ ных сюжетов и мотивов из сочинений А. Востром. Словом, обнаружилось то са* мое, конечно, непреднамеренное, «соревно­ вание» двух прозаиков, эпизоды которого нам уже известны. Новизна материала, интересного для изу­ чения А. Толстого, и побуждала вначале *: литературным раскопкам. Лишь с запозда­ нием попал мне в руки изданный в 1886 го­ ду мизерным тиражом сборник А. Востром* «Захолустье». Читая эту книгу, я впервые забыл, что ее написала мать А. Толстого. С обыденной простотой изображалось в кни­ ге нравственное дичание части разночинной интеллигенции в эпоху реакционного «без­ временья». Примыкая к лучшим произведе­ ниям народнической литературы, сборник А. Востром «Захолустье» отмечен своеоб­ разием решения темы, ярким изображением- людей и картин. Книга «Захолустье» заставила меня вплотную засесть за произведения А. В ост­ ром. Прямые и косвенные данные позволи­ ли дополнительно установить существова­ ние, а также время и место публикации зна­ чительной части очерков, рассказов и даже книг А. Востром, не учтенных библиогра­ фами. Александра Востром была деятельным драматургом. Но пьесы даже и сейчас — жанр, реже всех публикуемый. И если в архивах А. Н. Толстого не оказалось спис­ ков большинства ее пьес, в том числе и шедших некогда на театральной сцене, то не утеряны ли они безвозвратно? Тут я вспомнил о полицейских любителях изящ­ ной словесности — о цензорах В свое время в казенном здании на бре*. гах Невы размещалось императорское Глав­ ное управление по делам печати, в составе которого имелся так называемый отдел драматической цензуры. В нескольких ук­ ромных кабинетах и пребывали самые усерд­ ные читатели российской драматургии. П о­ рядок был заведен такой: ни одна пьеса не могла быть принята даже на рассмотрение- театрами без того, чтобы по ней не прогу­ лялся прежде красный карандаш одного из обитателей тихих кабинетов. Безвестные чиновники были сразу и первыми ценителя­ ми, и нередко могильщиками всего, что вы­ ходило из-под пера русских драматургов. Поистине без их визы и муха не могла про­ лететь в сады отечественной Мельпомены. Один экземпляр прочитанной пьесы (все равно дозволенной или неразрешенной) чи­ новники оставляли у себя «на память». Он поступал в цензурную «библиотеку». Так за несколько десятилетий скопился совершен­ но уникальный архив многострадальной рос­ сийской драматургии. Но осели ли там и неизвестные пьесы А. Востром? После революции цензурная коллекция была передана в фонды лининградской те­ атральной библиотеки имени А. В. Луна­ чарского. Именно здесь, лишний раз поди­ вившись полицейской аккуратности, я и по­ лучил почти полное собрание драматурги­ ческих сочинений А. Востром — десять ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2