Сибирские огни, 1965, №6
лись готовыми раньше, чем насосные стан ции. И тогда по инициативе и по .чертежам самих строителей были созданы временные насосные станции. Они сослужили добрую службу не только потребителям воды (без временных насос ных станций десятки хозяйств, получающих сейчас воду из Ишима, до сих пор не име ли бы ее), но и самой стройке: на промыв ку труб требуется огромное количество во ды. Каждый километр труб берет 400 кубо метров, каждые десять километров — уже 4 тысячи кубометров воды. Само собой разумелось вроде бы, что в обязанности строителей водопроводов и вменяется только строительство. Привели, к примеру, линию к совхозу, вывели на по верхность земли стояк — а дальше дело совхоза: сколько хочет, столько и ставит в поселке колонок, куда хочет, туда и прово дит сеть. Но разные еще встречаются руководители хозяйств: одни помогают трубопроводчи кам, сооружаю т разводящие сети, другие — довольствуются тем единственным стояком, который сделают строители. И даже теп ляка не построят. В результате этого в прошлом году в совхозах было размороже но более ста задвижек. Конечно, содержать тепляк — дело хло потное: нужно помещение, печь, топливо, человек. А нельзя ли по типу городской ко лонки построить такие водоразборы, кото рые действовали бы в любое время года и не требовали бы особого ухода? Такой водоразбор эжекторного типа сконструиро вали по чертежам мастера С. И. Кудряв цева — сконструировали и установили в Чаглах. Опыт оправдался. Янковский ска зал: — Так держать! И вот уже на главных участках водопро вода сооружено без малого 220 незамер зающих колонок. С каждым месяцем все дальше в степь уходит водопровод. Как наладить эффек тивное обслуживание всех его участков? Как обеспечить постоянный надзор за трас сой? Пробовали организовать систему кон троля по примеру железнодорожников: си стематическое наблюдение за трассой спе циальных обходчиков. Не получилось: без дорожье, отсутствие телефонной связи. А надзор нужен: нередко трубы выходят из строя, а при истинно сибирских масшта бах и расстояниях в тысячи километров найти и вовремя устранить неисправность не так-то просто. Даж е и при отличном качестве труб не отпадет надобность в надзоре, сейчас же он нужен особенно: продукция новосибир ского завода не выдерживает критики. При давлении в 4— 5 атмосфер эти трубы часто расходятся по шву, в трещину мощной струей устремляется вода. Надо сказать, что по такому же ГОСТу выпускает трубы и днепропетровский завод имени В. И. Ленина, однако они выдержи вают давление до 80 и более атмосфер. Ишимский и Булаевский водопроводы — это первые из восемнадцати целинных под земных рек, которые предстоит соорудить в ближайшие 20 лет. Уже в следующем году начнется строительство первой очере ди Пресновского водопровода общей про тяженностью 3,5 тысячи километров. Нача та разработка планов и подготовка техни ческой документации для строительства Нуринского, Павлодарского, Явленского, Мавлютского, Соколовского водопроводов. Общая протяженность всех 18 целинных групповых водопроводов составит 25 тысяч километров. У Геннадия Семеновича Янковского по этому поводу свои планы и предложения, о которых он говорит, как о деле вполне ре альном и осуществимом даже сегодня. На пример, не все 25 тысяч километров труб должны быть металлическими: уже получе на большая партия труб из полиэтилена. Еедутся первые опыты по их применению. Строители установили связь с научно-ис следовательскими институтами Сибири и Украины, Закавказья и Российской Феде рации, используют на практике их предло жения и советы. Особенно много помогают им ученые Института сварки имени Патона Академии наук Украинской ССР. По убеждению Янковского, все строящи еся водопроводы будут связаны между с о бой, таким образом формируется система целинных водопроводов, напоминающая Единую энергетическую систему. Это позво лит создать единый диспетчерский центр по регулировке потоков воды между основны ми районами по мере ее потребления. Трубы идут в степь. Добрый путь вам, трубы!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2