Сибирские огни, 1965, №6

лись готовыми раньше, чем насосные стан­ ции. И тогда по инициативе и по .чертежам самих строителей были созданы временные насосные станции. Они сослужили добрую службу не только потребителям воды (без временных насос­ ных станций десятки хозяйств, получающих сейчас воду из Ишима, до сих пор не име­ ли бы ее), но и самой стройке: на промыв­ ку труб требуется огромное количество во­ ды. Каждый километр труб берет 400 кубо­ метров, каждые десять километров — уже 4 тысячи кубометров воды. Само собой разумелось вроде бы, что в обязанности строителей водопроводов и вменяется только строительство. Привели, к примеру, линию к совхозу, вывели на по­ верхность земли стояк — а дальше дело совхоза: сколько хочет, столько и ставит в поселке колонок, куда хочет, туда и прово­ дит сеть. Но разные еще встречаются руководители хозяйств: одни помогают трубопроводчи­ кам, сооружаю т разводящие сети, другие — довольствуются тем единственным стояком, который сделают строители. И даже теп­ ляка не построят. В результате этого в прошлом году в совхозах было размороже­ но более ста задвижек. Конечно, содержать тепляк — дело хло­ потное: нужно помещение, печь, топливо, человек. А нельзя ли по типу городской ко­ лонки построить такие водоразборы, кото­ рые действовали бы в любое время года и не требовали бы особого ухода? Такой водоразбор эжекторного типа сконструиро­ вали по чертежам мастера С. И. Кудряв­ цева — сконструировали и установили в Чаглах. Опыт оправдался. Янковский ска­ зал: — Так держать! И вот уже на главных участках водопро­ вода сооружено без малого 220 незамер­ зающих колонок. С каждым месяцем все дальше в степь уходит водопровод. Как наладить эффек­ тивное обслуживание всех его участков? Как обеспечить постоянный надзор за трас­ сой? Пробовали организовать систему кон­ троля по примеру железнодорожников: си­ стематическое наблюдение за трассой спе­ циальных обходчиков. Не получилось: без­ дорожье, отсутствие телефонной связи. А надзор нужен: нередко трубы выходят из строя, а при истинно сибирских масшта­ бах и расстояниях в тысячи километров найти и вовремя устранить неисправность не так-то просто. Даж е и при отличном качестве труб не отпадет надобность в надзоре, сейчас же он нужен особенно: продукция новосибир­ ского завода не выдерживает критики. При давлении в 4— 5 атмосфер эти трубы часто расходятся по шву, в трещину мощной струей устремляется вода. Надо сказать, что по такому же ГОСТу выпускает трубы и днепропетровский завод имени В. И. Ленина, однако они выдержи­ вают давление до 80 и более атмосфер. Ишимский и Булаевский водопроводы — это первые из восемнадцати целинных под­ земных рек, которые предстоит соорудить в ближайшие 20 лет. Уже в следующем году начнется строительство первой очере­ ди Пресновского водопровода общей про­ тяженностью 3,5 тысячи километров. Нача­ та разработка планов и подготовка техни­ ческой документации для строительства Нуринского, Павлодарского, Явленского, Мавлютского, Соколовского водопроводов. Общая протяженность всех 18 целинных групповых водопроводов составит 25 тысяч километров. У Геннадия Семеновича Янковского по этому поводу свои планы и предложения, о которых он говорит, как о деле вполне ре­ альном и осуществимом даже сегодня. На­ пример, не все 25 тысяч километров труб должны быть металлическими: уже получе­ на большая партия труб из полиэтилена. Еедутся первые опыты по их применению. Строители установили связь с научно-ис­ следовательскими институтами Сибири и Украины, Закавказья и Российской Феде­ рации, используют на практике их предло­ жения и советы. Особенно много помогают им ученые Института сварки имени Патона Академии наук Украинской ССР. По убеждению Янковского, все строящи­ еся водопроводы будут связаны между с о ­ бой, таким образом формируется система целинных водопроводов, напоминающая Единую энергетическую систему. Это позво­ лит создать единый диспетчерский центр по регулировке потоков воды между основны­ ми районами по мере ее потребления. Трубы идут в степь. Добрый путь вам, трубы!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2