Сибирские огни, 1965, №6
их тройным слоем битума и бумаги. На ки лометр водопровода расходуется до 8— 9 тонн битумной массы. При этом слой на трубе должен располагаться равномерно, без малейших огрехов. Эта нелегкая работа до последнего вре мени выполнялась вручную. Теренин, после долгих раздумий и поисков, предложил де лать гидроизоляцию механизированным способом, причем за один проход машины. Конечно, для этого пришлось существен ным образом изменить конструкцию маши ны: на нее поставили два насоса вместо од ного, увеличили диаметр труб, подающих битум. Л ето прошлого года не баловало строи телей хорошей погодой: каждый день — дождь. Степь раскисла, машины буксуют. В таких условиях изолировать трубы, опу скать плети в траншею невозможно. Эти дни считались бросовыми, списывались по акту. Но каким актом заменишь воду, кото рую ждет целина? Выход был один: наверстывать упущен ное в погожие дни. И механизаторы труди лись даже в воскресенье. Лишь в сентябре прекратились дожди, и трубоукладчики смогли по-настоящему взяться за работу. Но Теренин подсчитал, что если не принять особых мер, отставания не ликвидировать, годовой план окажется под угрозой срыва. И он принимает реше ние разбить колонны на три самостоятель ные бригады: одна, по мере прохода земле- ройщиками траншеи, должна опускать под готовленные трубы, вторая — вести изоля цию труб для отводов от магистрали, третья — монтировать колодцы. В резуль тате ко Дню строителя колонна Теренина подвела ишимскую воду к восьми хозяйст вам Булаевского района. Первые из восемнадцати В Петропавловске, по улице Крепостной, неподалеку от ТЭЦ-1, в большом здании из серого кирпича разместилось Управление по строительству водопроводов на целине, подчиненное Государственному комитету Союза ССР по газовой промышленности. Оно выполняет на строительстве функции заказчика и полновластного хозяина пу щенных в эксплуатацию новых водных ар терий. Поначалу этим занималось Управление водного 'хозяйства облисполкома (водхоз), но размах и масштабы стройки скоро ска зались не по плечу водхозу: требовались знающие трубопроводное дело специалисты, а их на месте не было. Со строительства Закавказского газопровода на должность директора строящихся водопроводов в Пет ропавловск был направлен опытный и ини циативный инженер Геннадий Семенович Янковский. Годом раньше Янковский побывал в со седней, Омской области, где подробно озна комился со строительством сельских груп повых водопроводов из асбоцементных труб. Результатом этой поездки явилась о б стоятельная записка Янковского министру, записка, в которой было четко сформулиро вано мнение, что в условиях целины соору жать гигантские водопроводы из асбоце ментных труб нельзя: это сплошные убыт ки. Асбоцементные трубы нетранспорта бельны в условиях бездорожья целины. Две трети их, если не больше, выйдет из строя до того, как они будут уложены в траншеи. К тому же, как показывает омский опыт, эти трубы не выдерживают мало-мальски повышенного давления. Янковского поддержал главный инженер управления капитального строительства Госкомитета по газовой промышленности Артем Амбарцумович Будагян. В результате Ишимский и Булаевский во допроводы решено тянуть из металлических труб. В Петропавловске инженер Янковский прежде всего принялся за строительство складов, крупных мастерских, за налажи вание связи с ремонтно-эксплуатационны ми участками, за создание службы эксплуа тации на только что введенных в строй о т резках водопровода. Опыта не имелось, да и позаимствовать его не у кого — это были первые в стране магистг>альные водопрово ды такой протяженности. А тут еще одна проблема: как защитить трубы от блуждающих электрических то ков? Неподалеку от трубопроводов прохо дит транссибирская электрифицированная железная дорога — главный «поставщик» этих токов. Без специальной защиты труба может выйти из строя через 5— 6 лет, тогда как она должна служить не менее века. По техническим условиям протекторная защита в виде катодных банок присоединя ется к трубе под землей — на расстоянии 50 метров одна от другой. Янковский и дру гие инженеры предложили комплектовать элементы в крупные батареи. Расходы на установку их сократились более чем в пять раз, не говоря уже о том, что повысилась надежность защиты. Решили эту задачу — другая на пороге: проектировщики из «Гипроводхоза» преду смотрели на головных сооружениях у Крас ной Горки и на центральной усадьбе Ок тябрьского совхоза так называемые шуга- сигнализаторы — приборы, предназначен ные для подачи сигналов, когда по реке идет шуга. Сетка оголовка забивается мел ким льдом, и на насосную станцию посту пает сигнал. Строители обратились в «Гипроводхоз» с просьбой: нужны не сигнализаторы, а сред ства борьбы с шугой. Ответ: ищите такие средства на месте. Приходится также вносить много исправ лений в проект, дополнять тем, без чего нельзя обойтись. Первоначально намеча лось, например, что водопроводы вступят в эксплуатацию лишь после окончания строи тельства головных сооружений. Но получи лось так, что водопроводные линии оказа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2