Сибирские огни, 1965, №5

шел из пикирования над самыми стоянками, на мою машину упало не­ сколько гильз от его снарядов. Да, это какая-то немецкая новинка! О, да это же тот самый реак­ тивный двухмоторный самолет, о котором мы уже знали по альбомам. Стоило взглянуть на изображение, и сразу все стало ясным. Наш радиолокатор определил, что «МЕ-162» пришел со стороны Праги. Если так, значит надо беспрерывно контролировать это на­ правление. О новом появлении его мне сообщили вовремя. Пара наших, веда- мая Табаченко, бросилась ему наперехват. Но не тут-то было. Скорость около 800 километров! Преследовать его совершенно невозможно. Если таких самолетов у немцев много, они сулят нам серьезные неприят­ ности. Но наши танки уже под Берлином. Штаб армии Рыбалко предла­ гает нам только что освобожденный аэродром у Ютербога. Я приказал Василию снарядить машину для продложительной поездки. Со мной решил поехать начальник особого отдела. Я согласился. Мы условились, что отправимся через полчаса, и я пошел еще раз переговорить со шта­ бом армии: пусть закрепят Ютербог за нашей дивизией. Знал, что все авиасоединения двух фронтов стремятся в эти дни занять аэродромы у самого Берлина. Заскочил в свой штаб на одну минутку, быстро переговорил. Меня задержали какие-то важные бумаги. Когда я освободился и уже нап­ равлялся к машине, стоявшей у ворот, навстречу мне появился мой за­ меститель: он только что возвратился со станции наведения. Это было очень кстати. Я по пунктам перечислил, чем ему надо заняться в мое от­ сутствие, и подал на прощанье руку. * — Разрешите поехать мне, товарищ комдив, — вдруг предложил заместитель. — Сами знаете, с полками я еще не знаком. Давайте, я займусь аэродромом. Чем была вызвана эта неожиданная просьба моего заместителя? В самом деле, ему трудновато командовать полками — он плохо знает людей; или он решил подменить меня в опасной поездке? Сначала я и подумал о том, как сложно распоряжаться на фронте людьми, с которыми еще нет взаимопонимания. Потом, когда он уехал вместе с начальником особого отдела, я вспомнил о том, что он был небритым, выглядел уставшим. Неужели он заботился обо мне? Два дня мы ожидали сообщений из Ютербога. Соседние части уже снимались со своих мест. На третий день я полетел с Голубевым на «наш», аэродром. Погода была ясная. Заходя на посадку, мы видели вдали что-то огромное, темное. Это был Берлин! Ютербог — его противовоздушная база. Здесь стояли сотни целых, застывших «Фокке-Вульфов». Мы приземлились рядом с ними первыми из нашей авиации. Команда БАО уже привела в порядок летное поле, она ожидала прибытия полков. Среди знакомых немецких истребителей я заметил несколько но­ вых, двухмоторных, обстреливавших нас у Коттбуса. Ко мне подошел солдат, указывая стоянку. Я отрулил в сторону. За мной садился Голубев. Выключив мотор, я подозвал солдата. — Где-то здесь наш майор с машиной, не видел? — Видел, товарищ гвардии полковник, — ответил солдат и опустил глаза. — Подорвались на мине. — Где же?!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2