Сибирские огни, 1965, №5
К концу дня группа наших самолетов во главе с майором Петро вым пошла на прикрытие переднего края. Вблизи фронта она столкну лась с невиданным явлением: истребители «Фокке-Вульф» летели как бы «верхом» на «Юнкерсах». Что за трюки? Не долго раздумывая, Петров пошел в атаку на эти чудища. Почувствовав опасность, истребители начали выпускать из своих «лап» подвешенных «Юнкерсов». На земле взметнулись огромные столбы от взрывов. Так вот какие эти «Юнкер- сы»! Их начинили взрывчаткой. Группа Петрова заставила «Фокке- Вульфов» побросать свои летающие «бомбы», где попало. А предназ начались они для колонны Войска Польского. Она-то шла, не маски руясь, днем, надеясь на наше прикрытие с воздуха. Небо уже было твердо отвоевано у врага. Пришла весна. Просохла земля. Поля Германии этой весной вспа хивались бомбами, снарядами, саперными лопатами, гусеницами тан ков, а не плугами, засевались не зерном, а костями и осколками. Наша дивизия в марте оставила автостраду и полностью довери лась грунтовому аэродрому. Когда самолет разбегался и взлетал, оставляя на почве следы колес, мы смотрели на затвердевшие отпе чатки и с грустью думали о здешней весне без хлебороба в поле, о на шей далекой родной земле, которую обрабатывали женщины, дети и старики. Думали о близком конце войны. В конце марта повеяли теплые южные ветры, и небо Германии ста ло чистым, высоким, ласково голубым. В это время в нем особенно от четливо обозначались маршруты американских бомбардировщиков, со вершавших свои челночные операции. Взлетев с аэродромов Италии или Франции с тяжелым бомбовым грузом, они шли на цель — города Гер мании, наносили по ним удар и продолжали свой маршрут через Поль шу на Украину. В Полтаве совершали посадку, заправляли машины, отдыхали и возвращались на свои базы в Италию и Францию. Однажды в яркий весенний день мы со своего аэродрома наблюда ли за армадой «Боинг-17», пролетавшей над нами. Самолеты шли друж ным, плотным строем, поблескивая в лучах солнца. Вдруг один из них начал приотставать. Ради одного группа в небе задерживаться не мо жет. Вот он уже еле тащится, к тому же, его моторы задымили. Оче видно, был подбит над целью или что-то случилось с моторами. Уже горит! От самолета отделялись одна за другой точки, забелели купола парашютов. Теперь нам надлежало организовать помощь американским летчи кам. Недалеко от нас располагалась дивизия, которой командовал Го регляд. Я связался со своим коллегой, и мы разослали все машины ту да, где приземлялись американцы. Их было человек около десяти. Вот уже нескольких привезли к штабу. Наши офицеры предоста вили им необходимые удобства. Американцы быстро нашли с нашими авиаторами общий язык, переговаривались, как могли. Но когда собра лись все вместе, кроме одного, которого никак не удавалось разыскать, среди них оказались выходцы из Западной Украины, живущие в Аме рике, — и они стали переводчиками. После обеда и отдыха мы проводили в путь экипаж «летающей кре пости», пожелав ему благополучно добраться до Полтавы. Чудесные теплые дни, наступившие в начале апреля, торопили нас к действиям — своя весна ждала каждого из нас дома, на Родине. На род жаждал победы, мира; жены и дети — своих мужей и отцов, счастья настоящей жизни. Мы жили предчувствиями торжества великой радо сти всего мира. Но все это еще было где-то там, за последними боями, за последним напряжением наших сил.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2