Сибирские огни, 1965, №5
разговора не с одними картами, я решил проехать на машине вдоль переднего края того участка, где танкисты будут совершать прорыв вра жеской обороны. «Виллис» подбрасывает на мощенной бревнами дороге, он весь обрызганный, обмерзлый. У меня уже все болит внутри от тряски. Но дЬ указанного нам пункта еще далеко. Упираюсь ногами, жмусь к спин ке, остаюсь на весу, чтобы дать облегчение телу. Проезжаем у самых огневых позиций артиллерийских батарей. Это зрелище заставляет забыть обо всем. Орудие возле орудия, просто на равнине. Снежок чуть припорошил их, вот и вся маскировка. Большие минометы торчат крупными стволами. «Катюши» в ряд, нацеленные на запад. Я тороплюсь к танкистам. Кажется, что вот сейчас прозвучит коман да и грянет бой, а я останусь ни при чем, в стороне. Надо торопиться — на аэродромах ждут моих уточнений штабы полков, летчики. Въезжаю в лесок — ни проехать, ни протиснуться. Танки, танки, танки. Ребята греются у костров. Точно такая картина, какую я наблю дал с воздуха осенью 1942 года, под Ростовом. Куда ни взглянешь — железо. Земли не видно. И вдруг спрашиваешь себя: почему так беспеч- „ но сгрудились танкисты, стоит на открытом месте артиллерия? Да пото му, очевидно, что теперь у всех есть полное доверие к небу — оно стало надежной нашей крышей. Если бы над нами не было облаков, немецкая авиация все равно не проникла бы сюда: ей уже не увидать этих артпо- зиций, этого леса, забитого машинами. В землянке штаба армии Рыбалко тепло, многолюдно. Знакомство короткое — мы уже взаимодействовали на поле боя, виделись на земле. Разостланы огромные карты. Я посмотрел на длинные, мощно вы гнутые стрелы, и меня взяла оторопь: вот оно — поле грядущей битвы, уже существующей в умах, в планах, в расстановке сил, в дремлющей где-то огневой мощи бомб, снарядов, мин. Один сигнал приведет сразу все в действие. Я, наверное, не в силах был скрыть свое замешательство перед этой картой. У нас, авиаторов, на них обозначается только передний край — найп и противника, да маршруты. Мне рассказали, где, в каком месте танки вводятся в прорыв после артподготовки, какая ставится первая задача, вторая, третья. Они отме чены на карте, привязаны к местности. — Каково ваше мнение? — спросил начальник штаба, обращаясь ко мне и переводя взгляд с карты на меня. Мое мнение? Все замечательно, здорово, но дивизия, очевидно, смо жет прикрыть танки только на главном направлении удара. Ответвле ний ведь как веток на дереве. Мне очень подробно объясняют направле ние удара главной группировки танков, называют день и часы, когда она должна достигнуть определенных рубежей. Мы, летчики, еще никогда не согласовывали так своих действий с танкистами. Теперь надо довести этот план в общих чертах до каждого командира эскадрильи, до каждого летчика. Они должны зримо пред ставить себе эти мощные, гнутые стрелы на картах и на самой земле, видеть с воздуха во время полета. Утром я расстаюсь с танкистами, чтобы вскоре встретиться с ними в иных условиях. «Виллис» опять тарахтит по мощеной тряской дороге. Навстречу идут и идут колонны машин, и нам приходится иногда свора чивать и стоять, ждать «просвета». Когда, наконец, добираюсь к своим, на аэродром, мне кажется, что я попадаю в совсем новый мир. У нас тишина, безмолвие. Медленно кру жат снежинки и ложатся на крылья самолетов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2