Сибирские огни, 1965, №5

но появился т. II, освещающий капита­ листический период в истории Севмор- пути1. Обширная монография Д. М. Пинхен- сона рассматривает историю Северного морского пути (в дальнейшем — СМП) как неотделимую часть общей истории нашей страны, в связи со складывав­ шейся в России исторической обстанов­ кой, в свете основных тенденций ее об­ щественно-политического и народнохо­ зяйственного развития. Обобщенные характеристики хозяйст­ ва Европейского Севера, Сибири, Даль­ него Востока показывают постепенное развитие их экономики и те перемены, которые превращали вопрос о СМП в чисто практическую задачу. Исследова­ ние народного хозяйства приводит авто­ ра к справедливому выводу, что и на об­ щем фоне отсталости царской России ее грандиозные и богатые природными ре­ сурсами северные пространства отлича­ лись чрезвычайно замедленным и одно­ сторонним экономическим развитием. Подробное рассмотрение транспортной обстановки отдельных районов и выясне­ ние возможностей и условий вывоза их продукции завершаются обоснованным выводом о необходимости использования СМП. Центральной частью труда является, как и следовало ожидать, исследование арктических плаваний и последователь­ ного освоения отдельных звеньев СМП. Подробное описание всех экспедиций со­ провождается разъяснением причин, их вызывавших, и освещением рейсов, на­ вигационной обстановки и результатов плаваний. Обстоятельно показано то новое воен­ но-стратегическое значение, которое при­ обрела проблема СМП в связи с русско- японской и первой мировой войнами. Обычно вопрос этот освещался лишь в связи с известными выступлениями С. О. Макарова и Д. М. Менделеева. Автор привлек новые, неопубликованные источ­ ники, позволившие гораздо шире и глуб­ же выяснить вопрос о потенциальном военном значении арктической морской магистрали, связывающей крайний севе­ ро-запад с крайним северо-востоком Рос­ сии. В этом аспекте приведены интерес­ ные сведения о реакции иностранных кругов на сообщения об успешно осуще­ ствленных в России рейсах по СМП. Экономическая и историко-географи­ ческая — самые важные части труда, они наиболее насыщены фактами, тща­ тельно разработаны и, конечно, значи­ тельны по общим размерам. Особенный интерес представляет заключительная X X глава, характеризующая предрево­ люционный (1914— 1917 гг.) период в 1 Д. М. П и н х е н с о н. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма, т. II Исто- рии... Jl.f 1962. истории СМП. Она дает всестороннюю картину состояния Севера и СМП в го­ ды первой мировой войны, убедительно показывает возросшее в то время значе­ ние морских полярных коммуникаций. Фундаментальный (около 800 стр.) труд Д. М. Пинхенсона потребовал, есте­ ственно, привлечения огромного истори­ ческого, экономического и географиче­ ского материала. Весьма полно использо­ вана литература, в том числе — иност­ ранная, и периодика, в частности — си­ бирская, а также различные официаль­ ные публикации. Другую, исключительно ценную груп­ пу источников составляют обширные до­ кументально-архивные материалы, извле­ ченные из фондов центральных государ­ ственных и научных учреждений и об­ ществ. Наряду с московскими и ленин­ градскими, пересмотрены фонды про­ винциальных архивов (архангельского, красноярского, иркутского). Книга богато иллюстрирована (около 200 портретов, карт, разных изображе­ ний) и снабжена прекрасным аппаратом (хронологическим перечнем главных со­ бытий, библиографией, указателями). В. К и р и л л о в «В СИБИРЬ ЗА ПЕСНЯМИ » Н аверно, это и называется вдохнове­ нием. Выйдя с рюкзаком в руках в дальнюю дорогу, подставляя свое лицо ветрам, вдруг поймать песню. Даже не поймать, а просто уловить обрывки мело­ дии, первые слова... Да, только в доро­ ге, только в общении с разными людь­ ми — рабочими, земледельцами, инже­ нерами — может родиться песня. И потом, много позже, эту песню поют по радио, поют хором в тряском кузове грузовика. Напевают и просто наедине с собой: Главное, ребята, сердцем не стареть, Песню, что придумали, до конца допеть. В дальний путь собрались мы, а в этот край таежный Только самолетом можно долететь. Историю этой песни, как, впрочем, и других, полюбившихся людям («Звезды над тайгой», «Геологи», «Девчонки тан­ цуют на палубе» и т. д.), вы узнаете из очень душевной, искренней книги. Она

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2