Сибирские огни, 1965, №5

о том, что «в этом мире жить не будет». Но почему? Где же иначе жить? Неуже­ ли только в мире «вечной красоты»?.. И хочется, чтобы талантливый поэт В. Казанцев показал нам «другой мир», жизненный, подлинный, зримый, в кото­ ром, право же, ничуть не меньше «веч­ ной красоты», чем в богатом поэтиче­ ском воображении автора. И л ь я Ф о н я н о в В ДОБРЫЙ П У ТЬ , «Б РИ ГАДА » ! Э то — одна книга и — в то же вре­ мя — пять книг. Пять книг, пять первых сборников молодых поэтов Ир­ кутска. У каждого сборника — свое на­ звание. У Владимира Березина— «Ж аж ­ да», у Сергея Иоффе — «Желание», у Глеба Пакулова — «Славяне», у Михаи­ ла Трофимова — «Первотроп», у Ро­ стислава Филиппова — «Завязь». Но обложки книжек, хотя и разные, выдер­ жаны в едином стиле. И, помимо того, имеется общая обложка, вроде конверта, и общее название, сверх пяти «индиви­ дуальных»: «Бригада»1. Опыт иркутян, выпустивших такую поэтическую «кассету», — уже не пер­ вый в своем роде. Выпускались «кассе­ ты» и в других городах. Например — со­ всем недавно — во Владивостоке. Ду­ мается, что это очень удачная форма «представления» читателю молодых поэ­ тов. Удачнее, во всяком случае, чем практикуемый «Молодой гвардией» вы­ пуск коллективных — на четыре— шесть человек — сборников. В таком сборнике (их серия началась «Общежи­ тием» В. Кострова, О. Дмитриева, В. Павлинова и Д. Сухарева) каждому поэту отводится особый раздел со своим названием и предисловием, на титуле стоит рубрика «Первая книга стихов»— но получается все-таки что-то неопреде­ ленное. То ли есть у поэта книга, то ли нет... Да, иркутская «кассета» — не пер­ вая. Но, пожалуй, одна из наиболее удачных, наиболее ярко демонстрирую­ щих возможности издания такого рода. По уровню, например, она несомненно выше владивостокской... И еще одно ценное качество иркут­ ской «Бригады»: ее участники при всем, уже заметном, различии поэтических 1 «Бригада». Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1964. почерков не кажутся случайными сосе­ дями под общей крышей. Они работают действительно плечом к плечу. Это дей­ ствительно бригада. Самый старший и опытный в «брига­ де» — преподаватель Иркутского уни­ верситета Сергей Иоффе. Недаром и сборничек его — самый объемный среди пяти. И, пожалуй, лучшим стихотворе­ нием в нем остается «Баллада о тонень­ ких книжках», публиковавшаяся в свое время в «Сибирских огнях». Увольняясь в запас из армии, герой получает в пол­ ковой библиотеке тоненькие книжки —* сборники любимых стихов, которые сам же сдал туда три года назад. Получа­ ет — и видит, что книги успели побывать во многих руках: бесцветные обложки перегнуты, потерты голенищами сапог, замаслены шершавые страницы, прожженные махоркой невзначай... Все это очень точно, очень достовер­ но. И не звучит натяжкой вывод, сделан­ ный поэтом: На полке не пылились книги эти. Они служили. Так же, как и я. Сергей Иоффе умеет серьезно, значи­ тельно и задушевно говорить о вещах, казалось бы, самых будничных. Свиде­ тельством тому — стихи «Тревога», «Баллада об одной строке», «Гитара», «Расставание». Что вредит еще иногда поэту — так это литературная гладкопись: иногда ему не хватает мужества отказаться от «кра­ сивого» поэтического штампа. Очень интересно и необычно начинает свой путь геолог Глеб Пакулов. Каза­ лось бы, кому, как не ему, писать о до­ рогах, кострах и рюкзаках? Но поэзия его обращена в историю родного народа, герои его стихов — Пушкин, декабрист Волконский, знаменитый пушкарь Чо- хов. Подробный разбор поэтических по­ исков Глеба Пакулова — дело будущего. Здесь же хочется привести лишь одну строфу из поэмы «Царь-пушка»: Бороды мяли заморские гости, Дивились: — В Руси, ан, искусники есть! И трогали жерло испуганно тростью: — Страшна, аки смерть, а очей не отвесть! Не вызывает, по-моему, сомнений: поэт, написавший эти строки, наделен и воображением, и чувством языка, исто­ рическая тема для него — не случайное увлечение. Живо и достоверно написаны стихо­ творения студента-медика Владимира Березина «Рояль», «Рабочие автобусы», «Ночная смена». Но молодому поэту еще многому предстоит поучиться: иног­ да он не умеет остановиться вовремя,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2