Сибирские огни, 1965, №5
те своей не видит красоты». Когда же он случайно увидел эту красоту, то именно она, эта сверхъестественная, не бывалая красота, представшая перед ним в виде «диковинного цветка», потрясла и погубила его. Но не следует на основании стихотво рения «Нарцисс» прямо и категориче ски судить об отношении поэта к красо те. Для В. Казанцева, пожалуй, в той же степени характерно влечение и к другой красоте — «полегче», что называется. Эта красота связана с тишиной, спокой ствием, она должна в высшей степени обладать способностью быть созерцае мой, прямо предполагает наблюдателя. Вот, например, по снегу бежала лыж ня, «легко, как будто пела». Она напо минала «легчайшей кривизны изящное лекало», но вдруг начался подъем, «ко лея сломалась» и —• Характер тут заговорил, Тут замолчала песенка. Поэт начал жалеть о лыжне... И все? И только-то? Увы! В «Нарциссе» красота выступает как могущественная и губительная сила, в только что цитированном стихотворе нии — как нечто легкое, развлекатель но-несерьезное, кончающееся там, где «заговорил характер». Обе эти крайно сти возможны лишь при одном условии: при совершенно пассивном, бесхарактер ном восприятии мира, при отсутствии деятельного к этому миру отношения. И красота, которой заворожен поэт, ско рее красота, рожденная богатым вообра жением автора, нежели красота самой жизни, деятельная и подлинная. Лирический герой В. Казанцева неред ко статичен, он весь — одно, гипертро фированное зрение. И нередко это взгляд только «из окна поезда», как бы оправдывающий упрощенное, примити- визированное видение мира: Мир, проводами разлинованный, Лежит, как детская тетрадь. И вдоль линеек, как по струнке. Расположились за окном Простые детские рисунки: Березка, елочка и дом. В книжке имеется несколько стихов, где окружающий мир видится либо с поезда, либо с парохода, но начинает вдруг казаться, что таких вещей с не подвижным героем среди иллюзии дви жения — много. Впрочем, в сборнике «Лирика» есть и стихи другого плана, которые можно на звать «стихи-размышления». Вот В. Казанцев описывает поведение рабочих парней в столовой. Они «в ро бах загрубелых» демонстративно встали в очередь «среди других — в рубашках белых». Эти парни подолгу «вертели» в руках меню, у чистых мальчиков под но сом «гремели яростно подносом» и, кро ме того, «блюда требовали басом, чтоб пахло все ж — рабочим классом». Ока зывается: Они подчеркивали гордостью, Они твердили каждым жестом, Что на земле они не гости, Что на земле они у места. Но перед кем же так «выламывают ся» эти парни? Они-де рабочий класс. А остальные что же, буржуазная «чистая публика»? Так поэт, влюбленный в кра соту, оказался вдруг апологетом прими тивизма и некультурности, т. е. того, что следовало бы как раз осудить с точки зрения подлинной красоты человеческо го поведения. Как бы чувствуя, что он может по пасть впросак с конкретным жизненным материалом, но движимый, по-видимому, все-таки хорошим желанием быть акту альным, В. Казанцев предпочитает рас суждать о вещах, более отвлеченных. Та ких, как простота и сложность, глубина и бессмертие. В частности, оказывается, что «природа добрая» содержит свои за коны «в открытом виде», и нужно их лишь «увидеть». (А естествоиспытатели, чудаки, столетиями бьются над постиже нием этих законов!) Все «очень просто»: нужно лишь говорить да или нет. Ведь «в простоте и сложность вся!» Но кому и зачем нужна эта лжесложность? От «сложности» поэт, естественно, пе реходит к глубине: Живу отныне глубиной, Она в глаза мне заглянула. Эту глубину он ищет в каждом слове, жесте — И даже там, где нет ее. И не было. И быть не может. Но опять-таки зачем искать что-либо там, где этого заведомо не может быть?.. Почему же, спрашиваем мы себя, В. Казанцев, перешагивая границу ма ленькой зоны «вечной красоты», так меняется и почему действительность предстает у него тут такой «опримитив- ленной», а размышления о ней, против воли автора, выглядят просто пародий ными? «Вагонная точка зрения» такова, что видно с нее мало и плохо, и, чтобы убе дить себя, что он знает современную жизнь, В. Казанцев и «упрощает» ее, тем самым обедняя прежде всего себя самого. И нельзя сказать, что сущест вующий за границей «вечной красоты» «другой мир» — это не настоящий, не реальный мир. Он представляется ему в виде «летящей стены» состава, мча щегося мимо и «только лишь мелькань ем окон» касающегося его. Однако при знание факта существования «другого мира» (настоящего) как-то даже рас страивает лирического героя. Он уверя ет, что ему «не видать его (мира) конца, и не ясны его законы», и он тужит лишь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2