Сибирские огни, 1965, №5
временников — серьезное достоинство книги, но не менее важным представля ется умение автора управлять этим ма териалом, не терять основной нити по вествования, подавать каждый, пусть, на первый взгляд, малозначительный эпизод так, чтобы он как-то характери зовал главного персонажа историко-био графической повести. К примеру, тот же случай с журналом «Современник», ко торый вполне определенно характеризу ет одного из учителей Ч. Валиханова, в дальнейшем приобретает большое значе ние и для понимания сущности главно го персонажа. Для этого автору теперь достаточно, между прочим, два— три ра за заметить, что Чокан был увлечен статьей из этого журнала, он ждал све жий номер «Современника» и т. д. Достоинства повести С. Маркова не сомненны. И все-таки читатель испыты вает порою некоторую неудовлетворен ность. Дело здесь, думается, в том, что строгая мысль исследователя иногда по давляет творческую фантазию, требует отказа от какого-либо вымысла. И вот тогда автор как бы отгораживает от чи тателя внутренний мир героя, обедняет его, делает менее привлекательным. Ме стами С. Марков прямо говорит о недо статке материала: «Во всяком случае поездка Чокана Валиханова в Среднюю Азию представляет собою совершенно неизвестную страницу его жизни. Ее полностью могут раскрыть лишь новые находки в наших архивах». С такого ро да замечаниями нельзя не считаться в научном исследовании, но перед нами повесть, к которой предъявляются иные требования: читатель хочет знать все о полюбившемся ему герое. Тем более, что это не превышает возможностей С. Мар кова, автора замечательного историче ского романа «Юконский ворон», об этом неоспоримо свидетельствуют и до стоинства новой его повести. 6. Т а т а р и и ц е в ЗОНА «ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ » И «ДР У ГОЙ МИР» Л ирический герой одного из стихо творений Василия Казанцева — «юный узник школы средней» — бро дит по пришкольному парку в «послед ний день последнего года». Мне так легко, что давит грудь. И я вдыхаю всею грудью. Я счастлив так, что в сердце грусть. Я упоен своею грустью. Я упоительно грущу. Грущу и сам себя жалею, И бессознательно ищу Уединенную аллею. Вряд ли кто-либо станет обвинять ав тора в том, что он «не вложил» в голову своего героя серьезных мыслей. Потому что стихотворение вовсе не об этом. Про сто описано то легкое, мимолетное на строение полугрусти, полусчастья, кото рое посещает человека, когда он рас стается с чем-то хорошим, дорогим для него, — пусть его ждет впереди и луч шее, и он даже знает о том, что его ожи дает. Стихотворение, о котором только что говорилось, входит во вторую книжку В. Казанцева1. Это поэт, несомненно, та лантливый, уверенно владеющий сти хом, хотя и увлекающийся иногда лишь его формальной стороной. Наиболее удачными у В. Казанцева являются стихи чувств и впечатлений. Если подыскать аналогию в живописи, то самой близкой им по жанру и техни ке будет, видимо, пастель с ее интимно стью, красочностью тонов и нежностью оттенков. С утра, как солнце, я в свой путь пойду В заботах дня. И, может быть, под вечер Я в сад глухой и темный забреду И яблоню нечаянную встречу. У ног ее я лягу на земле И расскажу про все мои желанья. Мне слаще яблоко в саду, чем на столе, Как слаще мне нежданные свиданья. Задушевность, доверчивость, милая «незащищенность» лирического героя трогательны, так как они искренни. И, вместе с тем, она очень изящна, эта искренность. Такие стихи настолько цельны и, так сказать, «подобны» друг другу, что, пожалуй, могли бы составить единый цикл. Они светлы, мечтательны и отражают собой как бы заворожен ность героя красотой, неотрывное любо вание ею, растворенность в ней. В. Казанцев признает, что красота мо гущественна и трудна; кажется, порой он близок к тому, чтобы сказать вместе с А. Блоком: «Красота страшна». Об этом — стихотворение «Нарцисс». В на шем представлении прочно укоренилось полуироническое отношение к красиво му мифическому юноше, которого боги наказали за его холодную гордость веч ной самовлюбленностью. В поэтически тонкой интерпретации В. Казанцева Нарцисс — это поначалу «юноша-краса вец», предмет преклонения и зависти природы, который, однако, «один на све 1 Василий К а з а н ц е в . Лирика. Зап.-Сиб. изд., Новосибирск, 1964.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2