Сибирские огни, 1965, №5
границей, за которой исчезает художе ственное исследование. Последнее обстоятельство мало спо собствует раскрытию оригинального ми ра даже таких лиц, как ведущий герой романа Клим Бугров. Это юноша чест ный и прямой, влюбленный в романтику революции, мечтающий отправиться на далекую Яву, чтобы помочь освободи тельной борьбе. Он человек решитель ный, неспособный на подлость. Все это так. Но образ его — не столько, пожа луй, исследование характера, сколько психологическое подтверждение страст ности его чувств, их романтической масштабности и исключительности. В самом деле. Вот Клим в чрезвычай но драматический момент после допроса у Шутова: «Он бросился на скамейку, прижался к ее деревянной груди. Ах, ес ли бы он умел плакать! Если бы все внутри не было выжжено, как Сахара!» Вот Клим в минуты решающего объяс нения с Кирой: «Он повторял ее имя, как заклятие. Он не знал, слышит ли она его. Он говорил почти без связи и без смысла — потому что молчание было хуже, потому что надо было вытянуть, спасти ее' из той тьмы, в которую она опускалась все глубже». Или еще — Клим после отвергнутой им попытки к самоубийству: «Бы л восторг прозрения, и не было ни слов, ни мыслей». Все эти «красивости», эти мелодраматические штампы — «выжжено, как Сахара», имя, «как заклятие» и т. д., быть может, по первости и производят впечатление, но едва ли помогают глубже понять ге роя, оказавшегося в действительно слож ных обстоятельствах. Разумеется, можно пользоваться прие мами романтической литературы, но нужно всегда помнить, что они нужны не сами по себе, а для раскрытия сути характера героя, духовно возмужавше го в нелегкое для страны время. А во всем ли, полностью ли убедите лен для читателя образ Клима Бугро ва? Да, он немало пережил. Он видел, что не все живут так, как его школьный то варищ, внук дипломата Игорь Турбинин — скептик и эрудит. Клим бывал в се мье Лапочкина, там жили в маленькой комнате шесть живых душ —•дети вме сте с больной туберкулезом матерью, они делали бумажные цветы, потому что надо было как-то жить. Клим узнал, как трудно складывалась жизнь Егоро ва, который продавал на рынке продо вольственные карточки... Бугров узнал, наконец, самую страшную правду: его несправедливо арестованный отец был честен и прав. К чему же все это привело героя, как он изменился? В завершающей сцене романа, где герой идет навстречу подни мающемуся солнцу, мы узнаем, что Клим намерен пойти по пути отца. Но мы не можем представить, как это прои зойдет, ибо даже после своей сатириче ской пьесы, после допроса у Шутова Бугров остался все тем же книжно-ро мантическим «мудрецом и поэтом», для которого важно «сокрушать ядовитого Зенона, кидаться в атаку на кислого скептика Юма и считать хитроумнейше го епископа Беркли своим личным вра гом». При этом романтическая, взятая напрокат у Эдмонда Ростана, одежда оказывается ярче реального движения характера, поэтому при упоминании Кли ма и его друзей в нашем сознании воз никает песенка Сирано де Бержерака, много раз повторенная в романе: «Доро гу, дорогу гасконцам! Мы — южного не ба сыны! Мы все под полуденным солн цем и с солнцем в крови рождены!» Слова этой песни замечательны. А мы хотим не ссылки на литературный образ веселого, отважного, неунываю щего гасконца — мы хотим видеть в Бугрове реального человека драматиче ской судьбы, жившего отнюдь не во вре мена блестящих сражений на рапирах. Вспомним в этой связи хотя бы недавно изданные дневники Всеволода Багриц кого. В записях, очень искренних, очень правдивых, все гораздо проще и суро вее, чем в блистающем книжной эруди цией романе Ю. Герта. Нужно ли говорить, что романтиче ская заданность любимого автором героя ведет к такой же заданности его антипо да. На смену романтике здесь приходит сатира. Целая галерея лиц выведена, например, на заседании райкома комсо мола, где члены клуба имени Кампанел- лы подвергаются необоснованному поли тическому разносу и проработке. Здесь и толстенький молодой человек — «пин гвин», которому заранее известен исход заседания («осудить»), здесь присяжный оратор Хорошилова, готовая разносить кого угодно, если этого требует началь ство. Наконец, здесь сам секретарь Ев гений Карпухин. Для него дорога не ис тина, а его секретарское кресло. Все это страшные люди, лишенные чести и сове сти. Именно такими хочет показать их Ю. Герт. Однако нам почему-то не страшно. Не потому ли, что многих из них мы узнаем неглубоко, что автор обыгрывает отдельные сатирические де тали их портрета (например, подбородок Карпухина, которым «удобно забивать гвозди» или «гранитный подбородок» еще более высокого начальства — това рища Кичигина), но не раскрывает мно гомерно этих людей. Как и романтическое приподнимание, добавление «гасконских» черт, так и пре вращение героя в простую мишень для сатирических стрел придают ему совер шенно ненужную в данном случае одно сторонность, лишают объемности и, ко нечно же, лишают рембрандтовских су ровых красок, так необходимых при изо бражении трагической правды, связан ной с культом личности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2