Сибирские огни, 1965, №5

/^шж оштш А. К а й л о в НУЖНЫ РЕМБРАНДТОВСКИЕ КРАСКИ У каждого поколения, входящего в жизнь, возникают свои проблемы. Юноши и девушки в романе Юрия Герта1 становились взрослыми в слож­ ную и суровую пору. Они выходили в путь после войны, в годы, когда особен­ но усилились отрицательные культовые явления — догматизм, недоверие к жи­ вой и свободной мысли, к инициативе. Любимые герои Ю. Герта— порывистый Клим Бугров, мечтатель и изобретатель Мишка Гольцман, девушки Кира и Майя — непримиримы к пошлости, инертности, духовному мещанству. Но и наследники неумирающего чеховского учителя Беликова — директриса Кале­ рия Игнатьевна, безличный преподава­ тель Белугин — не остаются в долгу... Сатирическая пьеса Клима, бичую­ щая приспособленчество и пассивность, объявлена враждебной. Членов клуба имени Кампанеллы, организованного школьниками старших классов, вызыва­ ют к следователю в Комитет государст­ венной безопасности. Как опасных пре­ ступников, их допрашивает капитан Ш у ­ тов, тот самый Шутов, который вел де­ ло несправедливо репрессированного от­ ца Клима, честного коммуниста, ветера­ на гражданской войны... 1 Юрий Г е р т. Кто, если не ты? Роман. Ал- м?«Ата, 1964. Так развертывается действие, опреде­ ляются основные конфликты романа. И, начатое в манере школьной повести, про­ изведение Ю. Герта развертывается как книга весьма серьезных и ответствен­ ных решений. Как раз поэтому от нее ожидаешь многого. Оправдываются ли эти ожидания? В той мере, в какой Ю. Герту уда­ лось показать нешаблонно и углубленно конфликт между участниками молодеж­ ного клуба и силами им противополож­ ными, книга «Кто, если не ты?» пред­ ставляется интересной и примечатель­ ной. Писатель завоевывает наше внима­ ние, когда он идет от реальной сложно­ сти жизни, когда вводит в роман героев не столько с целью подкрепить сюжет­ ное развитие произведения, сколько для того, чтобы глубже исследовать время и человека. Таким, может быть, более дру­ гих удавшимся образом-исследованием нам кажется капитан Шутов. Он в свое время защищал революцию — от воров, от бандитов, от той человеческой наки­ пи, с которой боролся и один из полю­ бившихся нам героев «Испытательного срока» П. Нилина Саша Егоров. Но стои­ ло Шутову один раз отойти от правды, уступив упрекам в недостаточной бди­ тельности, как перед ним открылся гро­ зивший непоправимыми последствиями страшный путь: осуждать людей на ги­ бель, даже если они невиновны. Жить не так, как живет Лиля, шпио­ нящая за участниками сатирической пьесы; не хитрить и не добиваться успе­ ха молчалинской законопослушностью, как это делает «идейный» трус и лице­ мер, первый ученик Михеев; не оставать­ ся в стороне при виде пошлости и циниз­ ма «коммерсанта» Слайковского и Шу- това-младшего; добиваться правды, де­ лать все на свой страх и риск — эта мысль подчеркнута в романе неодно­ кратно. Она значительна и неоспорима. Но как раз такая неоспоримость оказы­ вается для автора в ряде случаев как бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2