Сибирские огни, 1965, №4
-— Это точно! — кивает головой тетя Дуся .— От поганой яблони и яблоко червивое. — Воспитывать — значит дав ать детям пример для подр ажани я ,— продолжаю я вбивать стандартные гвозди прописных истин, без ко т о р ы х ,не построишь педагогическую .беседу — т ак все старо на свете.— Необходимое условие воспитания — наличие у родителей авторитета. Что это такое — родительский авторитет? Вот об этой синей птице, за которой гоняются все, а улавливают лишь настойчивые, я и хочу сего дня побеседовать с вами.... Вслед за Макаренко, но на своих примерах, критикую различных носителей ложного авторитета — самодура-подавителя, кормителя-пои- теля, резонера, взяткодателя и т. п. Как через круги Д ан това ад а выво жу слушателей на свет единственно верного и действенного авторитета, построенного на гражданской активности родителей и их безукоризнен ном знании своих детей. Кажется, все охватил и осветил. Но когда пришло время з ад ав ать докладчику вопросы, я не избежал самого традиционного: — А ¿но делать, если ребенок не слушается? — Лечить — вот что! Запущенное воспитание — та ж е болезнь. Говорят, у нас скоро врачам будут платить не по количеству принятых больных, а по количеству здоровых на их участках. И это было бы спра ведлива. Профилактика — лучшее лечение. Т а к и в нашем деле. Надо наперед сделать в семье все, чтобы ребенок был здоров. Ну, а если все- таки «заболел», не слушается, обратитесь в школу, к учителю. Многие родители недооценивают наших возможностей и предпочи тают обходиться знахарскими средствами. Есть д аж е такие, что сами подрывают учительский авторитет в гл а з ах детей, безжалостно рубят сук, на котором сидит их верный помощник. Чтобы не быть голослов ным, рас скажу об оДном из ваших сослуживцев. Здесь товарищ Уткин? — Ну, здесь. А в чем дело? Все оборачиваются на сочный бас. Обладатель его не по голосу щупл и низкоросл, словно занял голос напрокат. Он стоит у входа, опер шись о косяк двери и сложив руки на груди. Вот ты каков, султан Уткин! — Дочь товарища Уткина уже скоро год учится в моем классе. А с йтцом я встречаюсь впервые, вот сейчас. Товарищ Уткин предпочи тает письменное общение. Вот что он написал в дневнике дочери... Я достаю из портфеля дневник. Уткин бросает мне под руку: — Между прочим, эти записи адресованы лично вам. Лично. — Простите, но они переросли мою личность и должны принадле ж а т ь истории. С первых ж е строк слушатели взяли под обстрел уткинские коммен тарии.. Сначала послышались одиночные разрывы междометий, потом засвистела шрапнель негодования: — Безобразие! Слушать стыдно! • . . — Мало, что перед нами куражится, на школу перешел! — Жену довел, теперь за учителей взялся. Председатель фабкома постучал по столу: — Тише, товарищи! Успокойтесь. Поговорить тут есть о чем. Тол ь ко давай т е по порядку высказываться. — Нечего тут высказываться! — послышался от дверей повели тельный бас Уткина.— Не имеете права обсуждать личную переписку. А с вами, молодой человек,— Уткин выбросил вперед руку с н ацелен ным на меня пальцем ,— я буду говорить, где следует! — и ушел. — Товарищ Уткин! — крикнула Антонина Тимофеевна. —Верни тесь! Надо у в аж а т ь собрание!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2