Сибирские огни, 1965, №4
Что делать? , Говорят, надо давать хорошие уроки. Не будь отстающих учите лей — не было бы и отстающих учеников. Но они есть эти учителя, не владеющие классом. Вся надежда на будущие отборные семена, когда сами школы будут посылать своих кандидатов в пединститут. А пока — даж е лучшие школы, о которых пишут в газетах, возвышаются на энту зиазме передовиков. Энтузиазм — отличные дрожжи. Но из одних дрожжей не испечешь хлеба. ' Есть еще одна аксиома. В ней говорится об индивидуальном под-. . ходе и о ключике к неисправимому сердцу. Например, Миша был пло хим учеником. Ему поручили ухаживать за ежиком. Миша исправился. Преклоняясь перед могуществом ключика, я не очень-то верю в пе дагогического ежика. У меня их целый питомник, а в классе к концу полугодия пять неуспевающих. Было восемь, стало пять. Но и эти пять — пополнение все того же легиона. Что делать? Может быть, виновата во всем перегрузка? Не случайно ведь толь ко отдельные герои выдерживают с честью всю учебную нагрузку, за что и награждаются медалями. Не проще было бы собирать классы по способностям? Тогда одни ребята кончали бы школу за восемь-девять лет, другие — за де- , сять-одиннадцать. Если бы мы не либеральничали с отметками (а де лаем мы это не из отвлеченной процентомании, а из страха перед отсе вом), то четвертая часть наших учеников оказалась бы второгодниками. То на то и выходит! Но комплектование классов по способностям назы вается педологией. Страшно не название, а сущность. Выделять подро стка из ряда сверстников и вешать на него бирку неполноценного — это тоже не дело. У каждого человека есть свое назначение в жизни. Школа уравнивает тем, что заставляет всех бежать к финишной ленте. Но не умеющий быстро бегать может оказаться отличным, выносливым ходоком. Важно поставить каждого школьника на его желанное место. Учить лирика — лирике, а физика — физике. Единая школа — не озна чает единственная. Нам нужны школы разных профилей. И они,будут, эти школы! Ну, а сейчас что делать с Сашкой Кобзарем, Гороховым и Васневым, с Леночкой Ивановой?.. Как избавиться от повседневной изнуряющей нервотрепки, вызываемой двоечным вирусом, и продлить жизнь ребят? Да и свою тоже. Бывалые коллеги утешают: не кручинься. Против природы не по прешь. Во все времена на сорок человек приходится десять неумных и некрасивых. В пятом классе (здесь больший по сравнению с начальной школой простор, для естественного отбора) чуть не самим всевышним предопределен десяток отстающих. Но оставлять всех в один год не ГОРОНО-угодное дело. Троих оставь в этом году, двоих в следующем. Дети подрастут, выйдут из круга всеобуча, уйдут на производство... Всеобуч сделал каждого пятого человека в стране школьником. Чтобы дать такому невиданному количеству учащихся качественные знания, есть только один путь — увеличить количество нашего труда. ■ Необходимо вложить дополнительный труд в уроки, в модернизацию школы, в подготовку учителей и, наконец, самый элементарный, доступ ный даже мне, труд — в дополнительные занятия с теми, кто по раз ным причинам отстает от уровня требований школы. Я это делал и до сих пор: оставлял двоечников после уроков, при креплял слабых к сильным и т. д. Но все это дальше обидной благотвори тельности не шло. Нужна спокойная, повседневная работа с группой ре бят. Репетиторство, как при царе Горохе? Д а , если угодно. Только ца-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2