Сибирские огни, 1965, №4

— Трудная задачка, Тина Савельевна. Мы таких мало делали. Тина Савельевна, опершись о край стола согнутыми пальцами, медленно встала, аккуратно пригладила загнувшийся край длиннополо­ го черного костюма и, оглядев ястребом свои несчастные жертвы, ска­ зала: — Для пятого «Б» не трудная, а для вас трудная задача. Поменьше надо по улицам бегать и безделушками заниматься. У вас в голове толь­ ко одни развлечения. Вот еще уроки срывать — мастера. А поработать... Шесть минут Тина Савельевна вместо работы популярно излагала свою точку зрения на плодотворную работу. Устав от тирады, она выз­ вала к доске Малинина. Борис бойко написал задание. Те, что не сде­ лали, едва поспевая за ним, перенесли задачу к себе в тетрадь. Борис получил пять. Потом учительница минут десять допрашива­ ла Вовку Радченко и поставила ему четыре. Выставив семь оценок и выполнив, таким образом, норму накопляемости, Тина Савельевна пе­ решла, наконец, к работе с классом. Она назвала номер задачи и велела ее решать самостоятельно. Но через несколько минут вызвала к доске Красюка. Он почему-то решал вслух, и большинству класса не остава­ лось ничего другого, как «самостоятельно» писать задачу вслед за Ва­ леркой. Звонок застал Красюка на предпоследнем вопросе. — Дорешайте сами,— заторопиласьДина Савельевна и, отобрав у Валерки мел, написала в углу доски номер задачи на дом. Урок закончился. Ребята вставали и уходили из класса, не попро­ щавшись. Видно, так было заведено здесь. — Ну, теперь вы убедился, какая работоспособность вашего клас­ са,— сказала Тина Савельевна, когда я вслед за ней вышел в коридор.— Своими глазами увидели. — Я хотел бы поговорить о том, чего не видел. — Чего же это? — насторожилась Тина Савельевна. — Ни одной вашей улыбки за весь урок. Тина Савельевна чуть было не улыбнулась. Но привычка,'как го­ ворят,— вторая натура, поэтому последовал выговор без улыбки. — Я вам не артистка какая-нибудь, чтобы улыбаться во время работы. — Как раз артистки не всегда улыбаются. Особенно, когда изобра­ жают учителей. А вот в жизни никак нельзя дать урок без улыбки. На своем опыте убедился. — Подумайте! — Тина Савельевна все-таки скривила свои тонкие некрашеные,губы. — У вас даже опыт есть. Мы вошли в учительскую. Я подвинул стул к дивану, на который села моя собеседница, и машинально полез за сигаретами. — Сколько раз вам говорили — не курить здесь,— поморщилась Тина Савельевна. — Извините. Тоже опыт. — И .очень неудачный. — Сошлюсь на чужой. Виктория Яковлевна, например, совсем це теряет времени на перекличку, опрос, внушения. У нее весь урок ребя­ та работают: в конце она выставляет самым активным оценки. А у вас... — А у меня все по методике. Организационный момент, проверка заданного, опрос, раскрытие темы урока и домашнее задание. Что было не так? — Все было так. — А что до вашего сравнения, то я и так знаю, что у Виктории Яковлевны вам все нравится. Это не секрет.— Тина Савельевна вскину­ ла короткие брови и торжествующе поглядела на меня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2