Сибирские огни, 1965, №4
этического творчества от социально-эко номических формаций, так и против ис следователей, которые сводят произведе ния фольклора к выражению, только идеологии. Автор утверждает, что нель зя видеть в древнем народном творчест ве непосредственное отражение процес са производства и общественного бытия или идеологии рода-племени, народности, нации, ибо «общественное сознание и его формы в своем составе имеют не только и не всегда явления идеологического ха рактера, но и множество явлений обще- ственно-психологического толка...— чер ты национального характера, традиции и ■обычаи, темперамент, определенные сложившиеся вкусы и эмоции, этиче ские особенности и, конечно, общность отношения к языку народности или на циональности». Значение «обыденного сознания», «об щественной психологии» в произведени ях фольклора, по мнению исследователя, настолько велико, что «они без этого ка чества вообще перестали бы являться произведениями искусства». Мы понимаем, что здесь далеко не все точки поставлены над «и». Но постанов ка вопроса р месте общественной психо логии народа в произведениях народного творчества кажется нам очень важной. До сих пор это понятие остается недоста точно исследованным. Не менее интересными, на наш взгляд, являются и страницы книги, посвящен ные творческому методу в фольклоре, реализму и романтизму, особенностям типизации и стиля. Исследователь показывает несостоя тельность, противоречивость позиции тех филологов, которые охотно призна ют реализм и романтизм великих обра зов фольклора и вместе с т^м не при знают творческого метода в фольклоре. Он отмечает пробелы, допущенные в .дискуссиях о реализме, когда «истоки реализма искали где угодно, но только не в материнской почве фольклора», когда незаконно была оттеснена пробле ма романтического метода, отпала проб лема синтеза реализма и романтизма в мировой литературе и в мировом фоль клоре,. искусственно разъединена инди видуализация, с одной стороны, и типи зация, с другой, и т. д. В этой полемике рождается концеп ция автора, суть которой кратко можно сформулировать так: «Типизации нет без метода. Где типы, типизация — там под линное искусство, которое немыслимо без художественных методов отражения и воспроизведения жизни в ее сущест венных, коренных проявлениях». Свое начало реализм и романтизм берут в трудовой деятельности человека. «Худо жественные методы реализма и роман тизма корнями своими уходят в фоль клор». Книга интересна не только своей ост рой проблемностью, но и глубокой поле- -мичностыо. Однако, полемизируя с уче ными, затрагивающими те или другие во просы, автор учитывает, что общая тео рия фольклора еще слабо разработана. Должная дань отдана и критике совре менной буржуазной фольклористики, ко торая прилагает огромные усилия для того, чтобы дискредитировать народные массы и все виды их многогранного твор чества. Разумеется, не все в работе бесспор но, не все поставленные в ней проблемы решаются с одинаковой степенью глуби ны и убедительности. Мы, например, со гласны с автором, что истоки реализма и романтизма надо искать в устном твор честве народов. Но вряд ли правомерно применять безоговорочно эти современ ные термины (реализм, романтизм), воз никшие на определенном этапе развития искусства, к фольклору. Особенно когда речь идет о единстве, о «синтетичности реализма и романтизма» в произведена ях фольклора. Это единство автор считает «харак тернейшим качеством творческого метода в фольклоре». Но ведь это единство в фольклоре далеко не то и не тех слагае мых, что, скажем, в классических про изведениях критического реализма и тем более социалистического реализма. В чем же тогда его особенность? — вот вопрос, на который следовало бы дать более убедительный ответ. Хочется не согласиться со стремлени ем автора во что бы то ни стало вывести реализм и романтизм из «рамок истори ческой хронологии» и рассматривать их как всеобщие категории, «универсаль ные для всей истории всемирного искус ства». Есть в работе и другие недочеты, хо тя и не столь значительные. Но ведь каждая теоретическая работа ценна не только тем, что в ней уже решено, но и тем, что она дает направление поискам, заставляет думать над важными и свое временными вопросами. Таким именно и является труд Н, Ф. Бабушкина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2