Сибирские огни, 1965, №4
широких масс людей, даже далеких от нее по роду деятельности, что вопрос о том, как передать эти проблемы, как возбудить в читателе ощущение движе ния научной мысли, стал важным воп росом современности. Хорошо, когда яр кие, доступные книги о пауке пишут специалисты. Но большинство из них вольно или невольно стремится сделать популярную книгу о науке учебным по собием и нередко теряет при этом инте рес читателя. Опыт литературы и про паганды научных знаний литераторами показывает, что та известная смелость в изложении научных данных, на кото рую не решится иной ученый, та образ ность, с которой ведется это изложение, те неожиданные отступления и обороты мысли, которые естественны для лите ратора и нередко шокируют ученого, — обладают большой силой воздействия на читателя. Они помогают пропаганде нау ки так же, как литературные произведе ния, реально отображающие жизнь, по могают пропаганде социальных. идей и моральных устоев. Важно только, что бы за пропагандой науки неспециали стами не скрывались халтура и неве жество, что, впрочем, является необхо димым правилом не только для писате лей, пишущих о науке, но и для всех пи сателей, поскольку они пишут о жизни. Книга Бориса Ляпунова — одно из удачных проникновений писателя в нау ку, она найдет своего большого чита теля. А. Г о р с к и й Ц Е Н Н О Е И С С Л Е Д О В А Н И Е П О Т Е О Р И И Н А Р О Д Н О П О Э Т И Ч Е С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А нига Н. Ф. Бабушкина «О маркси- стско-ленинских основах теории ’народно-поэтического творчества»1 не .может не обратить внимания фолькло ристов и литературоведов, хотя бы по тому, что в ней сделана попытка всесто ронне обосновать главные особенности устно-поэтического творчества, которые 1 Н. Ф, ^ а б у ш к и н О марксистско-ленин ских основах теории народно-поэтического твор чества. Изд. Томского университета. 1963. казались окончательно уже установлен ными и принятыми. Книга состоит из трех разделов: о ге незисе фольклора и других исходных проблемах, о взаимосвязях народно-поэ тического творчества с общественным бытием и общественным сознанием и об устно-поэтическом творчестве как на родном искусстве слова. Все три раздела включают богатый материал, привлечен ный исследователем для решения. по ставленных проблем. В книге рассматриваются некоторые вопросы формирования человека в про цессе труда, возникновения членораз дельной речи и чувственно-конкретного мышления, появления зачатков изобра зительной деятельности человека еще в период его стадного существования. Здесь есть интересные мысли, предпо ложения, выводы. Например, мысль о появлении «условий для зарождения первобытного искусства слова, т. е. фольклора, еще в позднем периоде стад ного существования человека». Однако- эта часть работы, на наш взгляд, менее доказательна. Особый интерес вызывает концепция ученого о генезисе фольклора в родовом общинном коллективе, в период матри архата и патриархата, до образования частной собственности, классов, государ ства, до образования языков народно стей. Автор исследования полемизирует с теми, кто возникновение фольклора относит к периоду классовых формаций (рабовладение, феодализм), он отстаивает свое положение не только косвенными доводами, ссылками на исследования ис ториков, философов и искусствоведов, которые связывают возникновение изо бразительного искусства с периодом формирования родового строя, но и ана лизом обширного фольклорного материа ла, образов мирового эпоса, которые со хранили следы дофеодальных и часто ро доплеменных общественных отношений. Фольклорные и исторические факты да ют основание для убедительного вывода: «Устно-поэтическое творчество зарож далось в глубине веков, в седой древно сти, в рамках первой, бесклассовой пер вобытно-общинной социально - экономи ческой формации». Эта позиция позволила ученому углу бить представление о специфике фольк лора, обратить внимание на материаль ную основу ,различий между фольклором и литературой, на зависимость фолькло ра от трудовой деятельности масс. Характеризуя фольклор как форму искусства, возникшую, в отличие от ли тературы, в условиях недифференциро ванного труда, автор ставит вопрос о ме сте общественной психологии народа в произведениях народного творчества, ко торый до сих пор не получил сколько- нибудь полного освещения. Он выступа ет как против вульгарно-материалисти ческой трактовки зависимости устно-по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2