Сибирские огни, 1965, №4

широких масс людей, даже далеких от нее по роду деятельности, что вопрос о том, как передать эти проблемы, как возбудить в читателе ощущение движе­ ния научной мысли, стал важным воп­ росом современности. Хорошо, когда яр­ кие, доступные книги о пауке пишут специалисты. Но большинство из них вольно или невольно стремится сделать популярную книгу о науке учебным по­ собием и нередко теряет при этом инте­ рес читателя. Опыт литературы и про­ паганды научных знаний литераторами показывает, что та известная смелость в изложении научных данных, на кото­ рую не решится иной ученый, та образ­ ность, с которой ведется это изложение, те неожиданные отступления и обороты мысли, которые естественны для лите­ ратора и нередко шокируют ученого, — обладают большой силой воздействия на читателя. Они помогают пропаганде нау­ ки так же, как литературные произведе­ ния, реально отображающие жизнь, по­ могают пропаганде социальных. идей и моральных устоев. Важно только, что­ бы за пропагандой науки неспециали­ стами не скрывались халтура и неве­ жество, что, впрочем, является необхо­ димым правилом не только для писате­ лей, пишущих о науке, но и для всех пи­ сателей, поскольку они пишут о жизни. Книга Бориса Ляпунова — одно из удачных проникновений писателя в нау­ ку, она найдет своего большого чита­ теля. А. Г о р с к и й Ц Е Н Н О Е И С С Л Е Д О В А Н И Е П О Т Е О Р И И Н А Р О Д Н О ­ П О Э Т И Ч Е С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А нига Н. Ф. Бабушкина «О маркси- стско-ленинских основах теории ’народно-поэтического творчества»1 не .может не обратить внимания фолькло­ ристов и литературоведов, хотя бы по­ тому, что в ней сделана попытка всесто­ ронне обосновать главные особенности устно-поэтического творчества, которые 1 Н. Ф, ^ а б у ш к и н О марксистско-ленин­ ских основах теории народно-поэтического твор­ чества. Изд. Томского университета. 1963. казались окончательно уже установлен­ ными и принятыми. Книга состоит из трех разделов: о ге­ незисе фольклора и других исходных проблемах, о взаимосвязях народно-поэ­ тического творчества с общественным бытием и общественным сознанием и об устно-поэтическом творчестве как на­ родном искусстве слова. Все три раздела включают богатый материал, привлечен­ ный исследователем для решения. по­ ставленных проблем. В книге рассматриваются некоторые вопросы формирования человека в про­ цессе труда, возникновения членораз­ дельной речи и чувственно-конкретного мышления, появления зачатков изобра­ зительной деятельности человека еще в период его стадного существования. Здесь есть интересные мысли, предпо­ ложения, выводы. Например, мысль о появлении «условий для зарождения первобытного искусства слова, т. е. фольклора, еще в позднем периоде стад­ ного существования человека». Однако- эта часть работы, на наш взгляд, менее доказательна. Особый интерес вызывает концепция ученого о генезисе фольклора в родовом общинном коллективе, в период матри­ архата и патриархата, до образования частной собственности, классов, государ­ ства, до образования языков народно­ стей. Автор исследования полемизирует с теми, кто возникновение фольклора относит к периоду классовых формаций (рабовладение, феодализм), он отстаивает свое положение не только косвенными доводами, ссылками на исследования ис­ ториков, философов и искусствоведов, которые связывают возникновение изо­ бразительного искусства с периодом формирования родового строя, но и ана­ лизом обширного фольклорного материа­ ла, образов мирового эпоса, которые со­ хранили следы дофеодальных и часто ро­ доплеменных общественных отношений. Фольклорные и исторические факты да­ ют основание для убедительного вывода: «Устно-поэтическое творчество зарож­ далось в глубине веков, в седой древно­ сти, в рамках первой, бесклассовой пер­ вобытно-общинной социально - экономи­ ческой формации». Эта позиция позволила ученому углу­ бить представление о специфике фольк­ лора, обратить внимание на материаль­ ную основу ,различий между фольклором и литературой, на зависимость фолькло­ ра от трудовой деятельности масс. Характеризуя фольклор как форму искусства, возникшую, в отличие от ли­ тературы, в условиях недифференциро­ ванного труда, автор ставит вопрос о ме­ сте общественной психологии народа в произведениях народного творчества, ко­ торый до сих пор не получил сколько- нибудь полного освещения. Он выступа­ ет как против вульгарно-материалисти­ ческой трактовки зависимости устно-по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2