Сибирские огни, 1965, №4

Срубленные деревья не вызывают да­ же и намека на грусть: послушно сбро­ сив лесную одежду—кору, они, как дети, на песке, «загорают нагишом», еще не предполагая, «чем предстоит им дальше стать». Не случайно возникает и аллегориче­ ский образ тополя — самоотверженного друга, который ...МОЛНИЮ, что метила нам в крышу, Рванувшись вверх, перехватить успел! {„ТОПОЛЬ“) Традшфзнен в русской поэзии образ огонька, зовущего к себе усталого путни­ ка. С тоской и болью провожал когда-то взглядом «дрожащие огни печальных де­ ревень» Лермонтов. «И все-таки — впе­ реди огни!» — восклицал Короленко, томясь во мраке жизни. '«Скорей отсюда прочь!» — предупреждал у Блока испу- I ганный конь своего седока, который за- смотрелся на теплый огонек, на окно с геранями, что промелькнули на его труд­ ном пути сквозь лес и седой бурьян. Для нашего современника огни при- V -ближающейся деревни «веселые, как бу­ дущие дни», ими «вышита ночного неба гладь», огни, толпясь, приветствуют подъезжающих, они все такие яркие, что не угадать, который ярче, кото­ рый раньше других «воспрянул в бес­ конечности». Пейзажная лирика — лучшее из на­ писанного А." Романовым. Здесь можно только бросить упрек, что в погоне за разговорностью поэт зачастую злоупот­ ребляет просторечными оттенками слов. Деньги превращаются в «денежки», тропа — в «тропинку», угол — в «уго­ лок», сосны становятся «сосенками», дом — «домиком», мяч — «мячиком». В сочетании с эпитетами «коротенький», маленький», «тоненькая» уменьшитель­ ные, ласкательные оттенки иногда ме­ шают стихам Романова быть мужествен- 110-прОСТЫМИ. Обращаясь к делам и судьбам своих современников, поэт видит смысл и при­ звание человека в «бескрайнем мире работы», в работе, выбранной «по люб­ ви». Просто и убедительно передал А. Романов порыв к любимому делу в сти­ хотворении «Отпуск». ...Идет по Каме красивый белый паро­ ход. Пассажиры отдыхают, развлекают­ ся. Но ничто не мило человеку, соскучив­ шемуся «без родного сердцу дела». И об- лака напоминают ему камни, и соседки, ' кажется, занимаются. пустым делом, “Опять открыв журнал «Кино», и еда яе лезет в горло, и весь пароход, как боль­ ница, надоел. Он слишком чистый, слишком праздный, И, по нему устав кружить, Я путь свой чувствую, как праздник, Который надо пережить. Однако в целом именно в стихах о труде, о людских судьбах более всего проявляются слабые стороны творчества поэта. Именно здесь голосу его не хва­ тает страстности, появляется так не свойственная другим стихам деклара­ тивность. Вот большое стихотворение «Костер» — в нем весь А. Романов с его силой и слабостью. Из всех времен года поэт предпочи­ тает весну, из всех времен суток — рас­ свет. Это постоянные синонимы рожде­ ния нового, олицетворение радостного преобразования мира. Осень, зима, за­ кат для поэта воплощение враждебных сил. В начале стихотворения перед нами сильный, почти трагедийный образ заката: На западе, должно быть, выстрел был, Цепляясь За вершины сопок. Солнце Упало на холодную равнину И, раненное оплеснуло небо Дымящимся потоком чистой крови... И мир стал черным, И замолкли птицы, И мирные попрятались зверюшку. И только волки, Опьянев от крови, Из буерачного, глухого царства Вещали, что не встанет больше солнце. Охрипшими,, хмельными голосами. Мрак и хмельная жажда крови гото­ вы, кажется, затопить, захлестнуть весь мир. Сегодня еще не до ландышей, не до незабудок, о которых хочется гово­ рить с любимой. По-солдатски суров се­ годняшний день. Походный вещмешок, полинявший от ветров и ливней, сегодня еще нельзя замкнуть- в кладовую. Поэт строго и просто рассказывает о нелег­ кой судьбе своих товарищей, он не уми­ ляется трудностями, и похлебка у кост­ ра изыскателей остается обыкновенной похлебкой, которой маловато на корот­ ком привале смертельно уставших людей. Но вот речь заходит' о будущем, во имя которого «не великаны — просто люди» продираются через леса, через завалы, поднимаются на «злые верши­ ны», и поэту не хватает той же силы убе­ дительности, конкретные, зримые обра­ зы сменяют общие, декларативные' по­ нятия. И перед нами отступает Время, И в руки нам Вселенная сдается!.. * ...Путь к Коммунизму напрямик неле­ гок... Поэт Александр Романов молод. Луч­ шие его стихи написаны в хороших тра­ дициях русской классики, просты по форме, естественны своей интонацией задушевной беседы, прозрачны по за­ мыслу и глубоки внутренним смыслом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2