Сибирские огни, 1965, №4

Л. Баландин С Т И Х И О Д О Б Р О Т Е ...Как деревья тянутся к свету, Я тянусь к доброте всегда. Л н действительно кажется удиви- тельно добрым, ровным и ласко­ во-спокойным, лирический герой молодо­ го поэта Александра Романова1. Приглу­ шенно звучит голос, интонации довери­ тельной беседы преобладают над всеми иными. Образы акварельны, изящны. Не обожгут глаголом строки, не застучит вам в грудь громада — любовь и грома­ да — ненависть. Ни вскрика ярости, гне­ ва, протеста! Повстречался поэт с людской черст­ востью, несправедливостью — уволен каменщик, хороший мастер, влюбленный в ‘свой труд, для которого стройплощад­ ка — свой дом. Уволен, по-видимому, не­ справедливо. Ходит этот каменщик по стройке, «где многое живет его трудом», то кирпич поможет поднести, то трап проверит — крепко ли прибили... С болью смотрит на него поэт, думает: И в том, что вдруг уволили его, И мы, пожалуй, тож е виноваты. {„КАМЕНЩИК“) Вот и все, что позволила высказать поэту его постоянная сдержанность. Весна. Она пронизывает все пейзажи Романова, даже зимние. Весной поэт всегда следит за «своей» звездой, кото­ рая постоянностью напоминает ему лю­ бимую. Но вот, нарушая его покой, под­ ходит друг, Про женщин разговор заводит, Невольно он меня заводит /?/, Плохое говоря о них. И что же? Как поступает поэт, встре­ тившись с пошлостью? Он лишь пожи­ мает плечами, мол, что взять с непосвя­ щенного: Ведь он не верит в расставанья. („М иЯ ЗВ Е ЗД А 1) А вот как «жестоко» расправился А. Романов с пустозвоном, самохвалом и лодырем, который держит с трибуны «пылкую», «правильную речь», но лишь дело доходит до работы, тащит бревно так, что между его плечами и брев­ ном — полоска света. Поэт попросту со- ‘ А л е к с а н д р Р о м а н ;о в. Свет вдали. Стихи. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1964. общает, что слова этого Жорочки до не­ го «не доходят». Читаешь эти стихи и поражаешь«: олимпийскому спокойствию их автора Но почему-то не верится, не хочется ве рить в позицию всеобщей доброты, в то. что нет у поэта истинной гражданствен­ ности. Перед нами автобиография А. Ро­ манова (издательство вняло, наконец, просьбам читателей и стало печатать крат­ кие сведения об авторах). Поэт пишет «Особенно запомнился мне военный Ле­ нинград. Запомнились его люди, его изу­ веченные бомбами дома, со стен кото­ рых, словно кровь, струйками стекала красная кирпичная пыль, свисали ого­ ленные ребра арматуры. Во время бло­ кады умер отец. Немного позднее мать...» Теперь, вновь обратившись к стихам, вы начнете понимать то, что лишь смут­ но угадьшалось за неяркой, неброской их формой, — ту глубину, затаенность, без которой нет поэзии. Ваше внимание привлечет стихотворение «Боль», где ге рой «...свыше меры на людях бодрит­ ся», усилием воли подавляя боль от ран войны. Сдержанность чувства стала ха­ рактерной чертой и всего творчества А. Романова. Поэт глушит свою боль, «что стала вечной, что навсегда осталась от войны», он лишь улыбается, когда хо­ чется ему вскрикнуть, пораженному кра­ сотой мира, он лишь скрипнет зубами, когда готов, вырваться возглас негодо­ вания. Погруженный в свои раздумья, поэт пытается осмыслить мир и мироздание, понять роль и место в жизни своего сов ременника. Он обращается к природе, этому пробному камню философии, и на­ ходит здесь гармонию и ясность. Пере;! поэтом река, которая течет «светло и ровно», «спокойна и добра». Он слышит как «листвой позванивает ива», любует­ ся, как «тихий утренний дымок струит­ ся из трубы кирпичной», ощущает, как родная земля обнимает его «руками бе­ лыми берез». Пейзажи А. Романова очень современ­ ны, и современны не теми внешними приметами, которые нередко встречают­ с я ^ полотнах живописцев'или "писате­ лей — когда на фоне девственной при­ роды показывается какая-либо деталь индустриального пейзажа — дымок па­ ровоза среди дикого нагромождения скал или стрела башенного крана, выгляды­ вающая из-за стены леса. Нет, у А. Ро­ манова по самому духу своему природа перестала быть «равнодушной» свиде­ тельницей людских переживаний, пере­ стала быть таинственной, загадочной си лой. Для него, участника многих изы скательских партий, топографа, естест­ венно отношение к природе хозяйское, покровительственное. К нашим/ окнам тянутся деревья, Словно просят света и тепла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2