Сибирские огни, 1965, №4
Л. Баландин С Т И Х И О Д О Б Р О Т Е ...Как деревья тянутся к свету, Я тянусь к доброте всегда. Л н действительно кажется удиви- тельно добрым, ровным и ласко во-спокойным, лирический герой молодо го поэта Александра Романова1. Приглу шенно звучит голос, интонации довери тельной беседы преобладают над всеми иными. Образы акварельны, изящны. Не обожгут глаголом строки, не застучит вам в грудь громада — любовь и грома да — ненависть. Ни вскрика ярости, гне ва, протеста! Повстречался поэт с людской черст востью, несправедливостью — уволен каменщик, хороший мастер, влюбленный в ‘свой труд, для которого стройплощад ка — свой дом. Уволен, по-видимому, не справедливо. Ходит этот каменщик по стройке, «где многое живет его трудом», то кирпич поможет поднести, то трап проверит — крепко ли прибили... С болью смотрит на него поэт, думает: И в том, что вдруг уволили его, И мы, пожалуй, тож е виноваты. {„КАМЕНЩИК“) Вот и все, что позволила высказать поэту его постоянная сдержанность. Весна. Она пронизывает все пейзажи Романова, даже зимние. Весной поэт всегда следит за «своей» звездой, кото рая постоянностью напоминает ему лю бимую. Но вот, нарушая его покой, под ходит друг, Про женщин разговор заводит, Невольно он меня заводит /?/, Плохое говоря о них. И что же? Как поступает поэт, встре тившись с пошлостью? Он лишь пожи мает плечами, мол, что взять с непосвя щенного: Ведь он не верит в расставанья. („М иЯ ЗВ Е ЗД А 1) А вот как «жестоко» расправился А. Романов с пустозвоном, самохвалом и лодырем, который держит с трибуны «пылкую», «правильную речь», но лишь дело доходит до работы, тащит бревно так, что между его плечами и брев ном — полоска света. Поэт попросту со- ‘ А л е к с а н д р Р о м а н ;о в. Свет вдали. Стихи. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1964. общает, что слова этого Жорочки до не го «не доходят». Читаешь эти стихи и поражаешь«: олимпийскому спокойствию их автора Но почему-то не верится, не хочется ве рить в позицию всеобщей доброты, в то. что нет у поэта истинной гражданствен ности. Перед нами автобиография А. Ро манова (издательство вняло, наконец, просьбам читателей и стало печатать крат кие сведения об авторах). Поэт пишет «Особенно запомнился мне военный Ле нинград. Запомнились его люди, его изу веченные бомбами дома, со стен кото рых, словно кровь, струйками стекала красная кирпичная пыль, свисали ого ленные ребра арматуры. Во время бло кады умер отец. Немного позднее мать...» Теперь, вновь обратившись к стихам, вы начнете понимать то, что лишь смут но угадьшалось за неяркой, неброской их формой, — ту глубину, затаенность, без которой нет поэзии. Ваше внимание привлечет стихотворение «Боль», где ге рой «...свыше меры на людях бодрит ся», усилием воли подавляя боль от ран войны. Сдержанность чувства стала ха рактерной чертой и всего творчества А. Романова. Поэт глушит свою боль, «что стала вечной, что навсегда осталась от войны», он лишь улыбается, когда хо чется ему вскрикнуть, пораженному кра сотой мира, он лишь скрипнет зубами, когда готов, вырваться возглас негодо вания. Погруженный в свои раздумья, поэт пытается осмыслить мир и мироздание, понять роль и место в жизни своего сов ременника. Он обращается к природе, этому пробному камню философии, и на ходит здесь гармонию и ясность. Пере;! поэтом река, которая течет «светло и ровно», «спокойна и добра». Он слышит как «листвой позванивает ива», любует ся, как «тихий утренний дымок струит ся из трубы кирпичной», ощущает, как родная земля обнимает его «руками бе лыми берез». Пейзажи А. Романова очень современ ны, и современны не теми внешними приметами, которые нередко встречают с я ^ полотнах живописцев'или "писате лей — когда на фоне девственной при роды показывается какая-либо деталь индустриального пейзажа — дымок па ровоза среди дикого нагромождения скал или стрела башенного крана, выгляды вающая из-за стены леса. Нет, у А. Ро манова по самому духу своему природа перестала быть «равнодушной» свиде тельницей людских переживаний, пере стала быть таинственной, загадочной си лой. Для него, участника многих изы скательских партий, топографа, естест венно отношение к природе хозяйское, покровительственное. К нашим/ окнам тянутся деревья, Словно просят света и тепла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2