Сибирские огни, 1965, №4
Обидно, что роман носит следы ка кой-то торопливости, небрежности, что наряду с хорошо выполненными сцена ми встречаются места, где изобрази тельные средства скучны, язык, даже ав торский, примитивен, образная основа вялая. Временами автору поразительно изменяет вкус, он сбивается на репор таж, а то и на информацию. Вот — го голевской закваски сцена, где подвыпив ший Сазон Меркулов возвращается из гостей... И тут же — такое: «В действи тельности же в Хоперском округе, как и- вообще на всем Дону, шла созидатель ная мирная работа по укреплению толь ко что созданных колхозов. Были, прав да, отдельные вылазки кулаков, сопро тивлявшихся становлению новой жизни в станицах, были случаи отдельных убийств активных общественников, но массового недовольства Советской властью, колхозами не было». Отличные страницы встречи Константина Ермако ва с сестрой и рядом — словесная ше луха: «Жизнь вокруг Марины проходила своей чередой. Дети утром уходили в школу, в обед возвращались домой, обе дали, делали уроки, уходили на улицу. Иногда и Виктор уходил из дома. Неот ложные дела заставляли отлучаться. За Мариной ухаживала приглашенная Вик тором старушка... Она не отходила от больной»... (подчеркнуто мной. — С. Щ.). Самые серьезные претензии к автору приходится предъявить в связи с разра боткой им темы культа личности. Гово рить об этом надо, тем более, что сейчас в известной степени у некоторых писате лей становится модой — при каждом удобном случае распространяться о не справедливостях той поры и даже сма ковать жестокости. Марксистская наука о путях развития общества, как известно, утверждает, что любое крупное явление общественной жизни не может диктоваться волей ге роя или деспота, а вырастает из неиз бежных социально-экономических пред посылок. Однако они-то как раз и не ис следуются ^такими писателями, а лишь рисуются портреты садистов в форме ГПУ и возводятся на пьедестал этакие сусальненькие страстотерпцы, пишутся новые варианты житий святых. Этих не винных мучеников ни с того, ни с сего хватают, бросают в тюрьму и требуют от них «раскалываться». Требуют «пи сать на себя». А им писать нечего, все они чисты как стеклышко, и мысли их полны веры в то, что зло будет наказа но, а истина восторжествует. ¡Работников НКВД они в глаза обзывают фашиста ми, словом, ведут себя так, как будто только что пришли с XXII съезда партии! Нет, не так все это было. В тысячи раз сложнее. Главное в том, что невин ных арестов — с точки зрения того вре мени — не было. Арестовывали людей, так или иначе боровшихся с существо вавшими тогда политическими нормами и «порядками». Это были не ленинские нормы, и настоящие коммунисты, мно гие рядовые труженики боролись против них, и за это сурово наказывались. Взять Косарева. Как теперь известно, он погиб за то, что не захотел выкорчевы вать «врагов народа». Значит, с нашей, теперешней точки зрения он пострадал невинно, но с тогдашней точки зрения за нкм числилась конкретная и даже впол не доказанная влна. Таким образом, люди, которых теперь чаще всего называют жертвами культа личности, на самом деле были борца ми против него. Каждому, кого аре стовывали, предъявлялось более или менее серьезное обвинение. И оно не просто «высасывалось из пальца», а на чем-то было основано. К примеру, на вы сказывании. мыслей, не совпадавших с установленным официальным курсом, а то и на более активном противодействии ему. В том-то и состоит настоящее вели чие коммунистов, что не жертвами они были, а прежде всего борцами! Д. Петров рисует своих героев только жертвами — от несчастья иметь род ственников - белогвардейцев, например. Может быть, один Сазон показан в ка кой-то степени как борец: он противился необоснованному раскулачиванию стари ка Ермакова. Автор заставил арестованных, узнав ших, что смещен Ежов, прыгать и кри чать «ура» в камере. Едва ли могло про изойти что-либо подобное в действитель ности. Смена Ежова для абсолютного большинства прошла практически неза меченной. С одной стороны — условия режима в тюрьме были так строги, что политическая информация просачивалась туда крайне скудно. С другой — даже если бы и узнали об этом заключенные, им не позволили бы выражать так бурно свои эмоции, хотя бы из опасения того, что в камере есть «стукачи». И всегда могли бы пришить новое «дело». Все это невольно приходит в голову, когда читаешь роман. Хорошо, что автор сохранил пропор ции, показал, что культ Сталина далеко не всех сделал подозрительными и же- . стокими. Вспомним хотя бы главврача больницы, который помог Марине устро иться на работу, когда посадили Викто ра. Да, много развелось в те годы карь еристов и шкурников, некоторые из них носили личину честнейших людей (про фессор Карташев). Многие оказались за раженными бациллой всеобщего подоз рения, кое-кого парализовал страх и они стали трусами, готовыми отказаться от тех, кого вчера боготворили. Но орга низм народа, как бы ни поразили его яз вы культа, внутренне оставался здоро вым и крепким. В этом был залог всех успехов и побед советского строя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2