Сибирские огни, 1965, №4

/<аш1№ оюз?1Ш1 В. Т р у ш к и к « ...И Н Е Т Ж И Т Ь Я Б Е З С К О Р О С Т Е Й » В ышел в свет новый сборник стихов Марка Сергеева «Шпалы»1. Ка­ ким же видит своего современника поэт, какие грани в характере его прежде все­ го привлекают к себе пристальное вни­ мание автора? Герой стихов М. Сергеева в вечном движении, для него «нет житья без но­ востей и нет житья без скоростей, без драк, без песен, без тревог»... Поэтому так естественно встретить в стихах эти постоянные признания в том, что героем разбит, «как зеркало, покой», что он по году не бывает дома, колеся по дорогам родины, обуреваемый ненасытной ро­ мантикой странствий и первооткрытий. А мне бы — лодку, Мне бы — весла, А мне б волну хлестнуть бичом, Так, чтобы ливни, Чтобы версты И все бураны нипочем. Прожить жизнь «в движении от юно­ сти до старости», с юношеской ненасыт­ ной жадностью открывать для себя мир, всегда чувствовать, что ты «весь в ожи­ дании и весь как первой книги первая глава», делиться этой радостью с чита- ! М а р к С е р г е е в . «Ш палы». Стихи. М., «Советский писатель», 1964. телем — вот она, полнота счастья^ осмысленного человеческого существо­ вания. И ты увидишь: годы — это шпалы. Твои пути, расчерченные строго. И пожалеешь: как осталось мало! И удивишься: как осталось многе! В духовном облике и своих современ­ ников, и лучших представителей ушед­ ших поколений поэта привлекают люди беспокойные — дерзкие мечтатели и отважные путешественники, бунтари и революционеры. Есть у М. Сергеева ин­ тересный в этом отношении цикл сти­ хов — «Иркутские портреты», цикл, как раз и посвященный таким людям: «бунтующему сыну, предрекшему иные времена», Александру Радищеву, не­ угомонному землепроходцу, геологу, ака­ демику Владимиру Обручеву и, наконец, автору веселого и злого романа о бра­ вом солдате Швейке Ярославу Гашеку. Образ будущего создателя бессмертно­ го Швейка, коммуниста и солдата леген­ дарной Пятой армии, выписан поэтом с настоящей пластикой, скульптурной четкостью и завершенностью линий. Если в первых двух стихотворениях портреты героев строятся на приблизи­ тельных и весьма условных ассоциаци­ ях, далеких от подлинно художествен­ ного своеобразия, то в обрисовке Гаше­ ка поэту посчастливилось найти свой угол зррния, то неповторимое, индиви­ дуально-личное в портрете героя, через которое полно и ярко раскрывается его характер. Автор показывает нам Гаше­ ка в часы ночного бдения обдумываю­ щим замысел своего знаменитого рома­ на. За окном над большим сибирским городом, где «в тревожном сне забы­ лись иркутяне», лютует вьюга: А в здании, где карты на стене, Где красный ш таб на площ ади базарной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2