Сибирские огни, 1965, №4
глазах в подобие провинциальной Америки), а вопрос о том, какие культурные ценности несут с собой американцы и почему марсиане вынуждены защищаться от «землян» всеми доступными для них средствами. В заключительных расска зах этого цикла Бредбери рисует полную гибель древней культуры марсиан и установление порядков, копирующих капиталистическое общество США со все ми его недостатками и пороками. Тем самым Бредбери оправдывает самозащиту марсиан '(которых читатель легко может заменить населением любой колонии или зависимой страны) и выражает это размышлениями одного из космонавтов: «Мы для них оккупанты, незваные гости, они решили расправиться с нами...» В своих лучших произведениях некоторые другие писатели-фантасты США так или иначе примыкают к Бредбери в его критике капиталистического строя. Наиболее ярко это делает П. Андерсон, создающий в романе «Сэм Холя» едкую сатиру на маккартизм и ставящий вопрос об изгнании маккартистов сами ми американцами. Р. Хаинлаин в своем рассказе «Логика Империи» рисует кар тины создания нового рабства для людей, переселяющихся на Венеру, и безжа лостного истребления туземцев. А. Азимов в рассказе «Уродливый ребенок» ре шительно возражает против расовой теории, показывая, что.ребенок неандерта лец, перенесенный исследователями в современность, при правильном воспитаниг оказывается способным овладеть многими достижениями культуры. Число таких научно-фантастических произведений можно было бы значи тельно увеличить, но, к сожалению, они все же являются не правилом, а состав ляют редкие исключения среди научно-фантастических романов и рассказов, из даваемых в США и других капиталистических странах. Ведь обычно авторы этих произведений ставят перед собой совершенно условные «научные задачи» и пред лагают такие их решения, которые оказывают самое тлетворное влияние на пси хику читателей. Так, С. Холл в рассказе «Удача новичка» принимает за нечто бесспорное народное предание о вампирах и ставит вопрос: «Почему вампиры — бессмерт ные, питающиеся кровью и превращающие в вампиров всех, у кого они высосут кровь, так немногочисленны?» И отвечает на этот вопрос утверждением, что вампиры сохраняют свое существование только до тех пор, пока пьют кровь у людей с совместимой группой крови, а, напившись крови от жертвы с несовме стимой группой крови, немедленно погибают. И так как вампиры rte могут опре делять группы крови, их существование недолговременно и ненадежно, они ча сто гибнут и остаются сравнительно немногочисленными. Т. Годван в новелле, «Неумолимое уравнение» рассказывает о 17-летней девушке, оказавшейся в аварийной ракете, в которой перегрузка недопустима; после немногих сочувствен ных слов она была выброшена бессердечным пилотом в космическое простран ство. А Э. Смит в целой.серии романов — «Лендсмен», «Трехпланетное», «Галак тический патруль» и т. д. — пишет о столкновении двух цивилизаций, доброй и злой; ареной такого столкновения является сначала Земля, а потом просторы космоса. «Научная» фантастика такого рода и заполняет страницы' многочислен ных- научно-фантастических журналов и альманахов, издающихся в США, Англии, ФРГ и других странах капиталистического мира. Но и научно-фантастическая литература, издающаяся в социалистических странах, далеко неоднородна. Даже в творчестве одного и того же писателя, на ряду с полноценными, весомыми произведениями, можно заметить иногда вещи серые и слабые, в которых нередко находят себе прибежище чуждые нам взгля ды и идеи. Рассмотрим, к примеру, творчество крупного польского писателя-фантаста Станислава JTeMa С. Лем начал очень хорошо — в 1950 году вышел в свет его большой науч- но-фантастический роман-предупреждение «Астронавты» о первой межпланетной экспедиции на Венеру, о страшных опасностях термоядерной войны. В 1955 году был опубликован роман «Магелланово облако» о полете к звездам Альфа Центав ра, о людях грядущего коммунистического общества, их борьбе со слепыми сила ми природы, их героизме и самопожертвовании. Однако недостаточно критическое отношение С. Лема к научно-фантастиче ской литературе Запада, которую он, видимо, знает и усиленно изучает, приводит к тому, что в новых произведениях писателя появляется некий болезненный над рыв и социальная ценность их значительно снижается. В повести «Солярис» С. Лем рисует картину изучения планеты Солярис, единственным «разумным обитателем» которой является мыслящий океан, об ладающей способностью дублировать и облекать в материальные образы воспо минания и мысли людей. В результате такой деятельности океана исследова тельская станция наполняется чудовищными образами мертвецов, которых участ ники экспедиции раньше сильно любили или ненавидели; появляются образы, построенные из нейтрино и неподдающиеся уничтожению. Эти фантомы мучают людей, которые пытаются установить контакт с мыслящим океаном, доводят не которых из них до безумия и самоубийства. 1.8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2