Сибирские огни, 1965, №4
Д. ПЕТРОВ, профессор; доктор биологических наук О НЕКОТОРЫХ ВАЖНЫХ ВОПРОСАХ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В наше время научная фантастика очень популярна и пользуется большим спросом. Новые научно-фантастические романы, сборники научно-фантастических новелл и рассказов и научно-фантастические альманахи и журналы быстро исче зают с прилавков книжных магазинов даже при самых больших тиражах. Научно- фантастические произведения, талантливо написанные, смело развивающие ос новные положения современной науки, рисующие ее скрытые возможности и ве роятные достижения в будущем, читаются с захватывающим интересом, застав ляют читателя задуматься о прочитанном, а порой и серьезно заняться изучением тех научных проблем, о которых идет речь в этих книгах. Но есть и другая «научно-фантастическая» литература. Она не* стремится научить читателя чему-то хорошему, духовно обогатить его, а, напротив, вся чески пытается оболванить его, замутить его сознание. Эта литература пропове дует расовую ненависть, антикоммунизм, неизбежность новой войны, запугивает читателей «неизбежными» мировыми катастрофами и грядущим концом мира, проповедует мистицизм, любовно рисует кровавые похождения призраков, вам пиров и гангстеров. В наши дни научная фантастика цервово типа развивается в основном в СССР и в других социалистических странах, а фантастика второго типа преобла дает в странах капиталистического мира. Эта разница зависит, конечно, не от национальных особенностей писателей этих стран, а от различий социального заказа. Но это совсем не означает, что в странах капитализма издается фанта стика только второго типа, а в странах социализма — фантастика первого типа. В США и других капиталистических странах существует, печатается и пользует ся популярностью большая группа талантливых писателей-фантастов, стоящих на позициях критического реализма, использующих специфику жанра научной фан тастики для критики основных пороков капиталистического строя и предупреж дения читателей об опасностях, связанных с дальнейшим сохранением этого строя. * Наиболее яркими представителями этого направления являются покойный Г. Уэллс и активно работающий в настоящее время Р. Бредбери. В своем романе «451° по Фаренгейту» Бредбери рисует мрачную картину близкого будущего американского общества: люди избавлены от,труда, так' как за них все делают машины, но вместе с трудом уничтожена и культура — читать и хранить книги строго запрещено, и все обнаруженные книги сразу сжигаются, их заменило стро го стандартизированное телевидение, которое распространяет желательные для хозяев общества идеи и образы. Бредбери говорит своим читателям: вот будущее, которое ожидает вас, опомнитесь пока не поздно. Когда в своей «марсианской» серии Бредбери рассказывает о ряде экспедиций американских космонавтов на Марс, то его интересует не устройство космических кораблей и не спасобы, кото рыми марсиане вызывают галлюцинации у космонавтов (Марс превращается в их 1 2 . «С ибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2