Сибирские огни, 1965, №4

пунктов Томской губернии, этнографи­ ческие рисунки, посвященные характер­ ным типам населения края, их жизни и быта. Любопытен рисунок Кошарова «Бара- бинская степь в морозное утро». Другой рисунок изображает зимние ■обозы, доставляющие в Томск чай. Этот извоз для сибирских крестьян был де­ лом трудным и весьма невыгодным. Обычно шли в обоз те крестьяне, кото­ рые не имели другой работы. «Тяжело и грустно видеть,— замечает художник,— когда при сорокаградусном морозе, в тумане, они идут, бредут продрогшие, в пимах, дохах, с обозом чая в Томск». Один из рисунков изображает корен­ ных жителей Нарымского края. Худож­ ник любов'но, с большой тщательностью пишет их лица, характерную одежду, бедные жилища. Рисует художник и переселенцев- крестьян из Европейский России, кото­ рые в надежде на лучшую жизнь тыся­ чами отправлялись в далекую Сибирь. Но и здесь их ждала бедность, нищета. И снова, собрав свой скудный скарб, они двигались дальше на Восток. В 1886 году Совет Академии худо­ жеств «за долголетнюю полезную худо­ жественную деятельность», «за труды и известность на художественном попри­ ще» присвоил П. М. Кошарову звание «Почетного Вольного общника Акаде­ мии художеств». Кошаров продолжительное время ра­ ботал над вопросами методики препода­ вания рисования в учебных заведениях. Его «Руководство к преподаванию рисо­ вания в гимназиях и училищах на осно­ вании теории линейной перспективы», которое он закончил в 1862 г., как сви­ детельствуют документы, было одобрено Советом Академии художеств. В офи­ циальном заключении профессор Ака­ демии художеств А. Брюллов писал, что ■от системы обучения рисованию, пред­ ложенной П. М. Кошаровым, «должно ожидать полного успеха». С открытием в 1877 г. реального учи­ лища в Томске Кошаров переходит туда преподавателем рисования, так как там предусматривалась более широкая и серьезная программа и постановка пре­ подавания. «На уроках, — вспоминали позднее его ученики,— он буквально .священнодействовал, с увлечением рас­ сказывал о великих художниках и их творениях». Начиная с 1885 г. и почти до послед­ них дней жизни, Кошаров руководил «Воскресными классами художественно­ промышленного рисования», которые были организованы при его самом не­ посредственном участии. Кошаров пре­ подавал для всех желающих посещать классы черчение и рисование, приноров­ ленные для технических и ремесленных целей. Свою любовь к искусству и боль­ шую работоспособность он сумел при­ вить многим ученикам. За долгий жизненный и творческий путь П. М. Кошаров встречался со мно­ гими выдающимися представителями литературы и искусства. Он был близко знаком с И. С. Тургеневым, для которо­ го выполнил иллюстрации к одной из его поэм,- не прошедших через цензуру. С Ф. М. Достоевским Кошаров одно вре­ мя поддерживал постоянную переписку, к сожалению, пока не обнаруженною. Для него художник нарисовал тачку, к которой был прикован писатель во вре­ мя отбывания каторги. Буквально до последних дней своей жизни (П. М. Кошаров умер в 1902 г.), с каждым часом слабея физически, худож­ ник продолжал работать. «Это был ху­ дожник по призванию, — писала газета «Сибирская жизнь» 29 сентября 1902 г. в посмертном некрологе,— для которого живопись была непреодолимою стра­ стью, истинным делом жизни. Ей он от­ давал всего себя».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2