Сибирские огни, 1965, №4
пунктов Томской губернии, этнографи ческие рисунки, посвященные характер ным типам населения края, их жизни и быта. Любопытен рисунок Кошарова «Бара- бинская степь в морозное утро». Другой рисунок изображает зимние ■обозы, доставляющие в Томск чай. Этот извоз для сибирских крестьян был де лом трудным и весьма невыгодным. Обычно шли в обоз те крестьяне, кото рые не имели другой работы. «Тяжело и грустно видеть,— замечает художник,— когда при сорокаградусном морозе, в тумане, они идут, бредут продрогшие, в пимах, дохах, с обозом чая в Томск». Один из рисунков изображает корен ных жителей Нарымского края. Худож ник любов'но, с большой тщательностью пишет их лица, характерную одежду, бедные жилища. Рисует художник и переселенцев- крестьян из Европейский России, кото рые в надежде на лучшую жизнь тыся чами отправлялись в далекую Сибирь. Но и здесь их ждала бедность, нищета. И снова, собрав свой скудный скарб, они двигались дальше на Восток. В 1886 году Совет Академии худо жеств «за долголетнюю полезную худо жественную деятельность», «за труды и известность на художественном попри ще» присвоил П. М. Кошарову звание «Почетного Вольного общника Акаде мии художеств». Кошаров продолжительное время ра ботал над вопросами методики препода вания рисования в учебных заведениях. Его «Руководство к преподаванию рисо вания в гимназиях и училищах на осно вании теории линейной перспективы», которое он закончил в 1862 г., как сви детельствуют документы, было одобрено Советом Академии художеств. В офи циальном заключении профессор Ака демии художеств А. Брюллов писал, что ■от системы обучения рисованию, пред ложенной П. М. Кошаровым, «должно ожидать полного успеха». С открытием в 1877 г. реального учи лища в Томске Кошаров переходит туда преподавателем рисования, так как там предусматривалась более широкая и серьезная программа и постановка пре подавания. «На уроках, — вспоминали позднее его ученики,— он буквально .священнодействовал, с увлечением рас сказывал о великих художниках и их творениях». Начиная с 1885 г. и почти до послед них дней жизни, Кошаров руководил «Воскресными классами художественно промышленного рисования», которые были организованы при его самом не посредственном участии. Кошаров пре подавал для всех желающих посещать классы черчение и рисование, приноров ленные для технических и ремесленных целей. Свою любовь к искусству и боль шую работоспособность он сумел при вить многим ученикам. За долгий жизненный и творческий путь П. М. Кошаров встречался со мно гими выдающимися представителями литературы и искусства. Он был близко знаком с И. С. Тургеневым, для которо го выполнил иллюстрации к одной из его поэм,- не прошедших через цензуру. С Ф. М. Достоевским Кошаров одно вре мя поддерживал постоянную переписку, к сожалению, пока не обнаруженною. Для него художник нарисовал тачку, к которой был прикован писатель во вре мя отбывания каторги. Буквально до последних дней своей жизни (П. М. Кошаров умер в 1902 г.), с каждым часом слабея физически, худож ник продолжал работать. «Это был ху дожник по призванию, — писала газета «Сибирская жизнь» 29 сентября 1902 г. в посмертном некрологе,— для которого живопись была непреодолимою стра стью, истинным делом жизни. Ей он от давал всего себя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2