Сибирские огни, 1965, №4

жил более 50 лет. Горячо любя искус­ ство, всей душой преданный ему, он оставил в культурной жизни Сибири за­ метный след. Кошаров отличался боль­ шой работоспособностью и все свобод­ ное от занятий время отдавал живописи и рисованию. Из накопленного материала он устраивал выставки, первые не толь­ ко в Томске, но и по всей Сибири. П. Кошаров. П ортрет П. П. Семенова- Тянь-Ш анского. Какова тематика картин П. Кошарова? Это главным образом пейзажи, написан­ ные им в различные годы: виды Алтая, Тянь-Шаня, Камы и Волги между Пермью и Нижним Новгородом, пейзажи Восточной Сибири. В творчестве худож­ ника большое место заняли картины и рисунки, посвященные Томску и Том­ ской губернии. Первый каменный театр в Томске — одна из достопримечательностей старого города, улица Магистратская (теперь ул. Р. Люксембург) во время масленичного катания, эта же улица в лунный вечер и ненастный сентябрьский день, литогра фии, посвященные университету,— вот работы, в которых перед нами пред­ стает город Томск конца прошлого сто­ летия. Художник часто ездил по ближним и отдаленным местам обширной Томской губернии и каждый раз привозил с со­ бой все новые и новые картины. На одном из пейзажей художник изображает село Семилужное, недалеко от Томска,— затерявшееся среди лесов В «Барабинской степи» Кошаров стре мится охватить как можно большее про странство, развернуть пейзаж и в ши­ рину и в глубину. Тишина и покой раз­ литы в степи. Ее необъятные просторы еще более подчеркивают небольшое озе^ ро, затерянное среди бескрайней равни­ ны, маленькая, почти не видная в высо­ кой траве, фигурка человека, ведущего лошадь, да убегающие вдаль телеграф ные столбы. Значительный интерес и сейчас пред­ ставляют работы художника, выполнен­ ные им в 1856 и в 1857 годы во время экспедиции П. П. Семенова-Тянь-Шан- ского в киргизские степи, в Заилийский Ала-тау, на озеро Иссык-Куль и в Тянь Шань. Пораженный величественным видом, открывшимся -перед его взором, худож ник спешит перенести на бумагу и бес­ конечную цепь гор с занесенными сне­ гом вершинами, ослепительно сиявшими в лучах солнца, и широкую равнину, кое-где оживляемую группками де­ ревьев. Сильное впечатление, несмотря на не­ большой размер полотна, оставляет пей­ заж Кошарова «Хан-Тенгри». Перед на­ ми возвышается величественный горный хребет; весь он покрыт сплошной пеле­ ной вечного снега. А среди этих исполи­ нов возвышается резко выделяющаяся своей колоссальной высотой белоснеж яая остроконечная вершина. Это и есть Хан-Тенгри «властелин неба», как ее называли местные жители. Для этой работы, как и для большин­ ства других работ Кошарова, в которых он следует заветам своего учителя М. Н. Воробьева, характерно ясное деление планов картины, четкий, перспективные рисунок. И композицией этой картины, и яркими звучными красками художни­ ку удалось передать вид, который путе­ шественники называют «самым величе­ ственным, подобный которому едва ли можно встретить где-либо в мире». П. Кошаров очень редко обращался к портретному жанру. Тем более ценен для нас графический портрет П. П. Се- менова-Тянь-Шанского, один из очень немногих в прижизненной иконографии знаменитого ученого и путешествен­ ника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2