Сибирские огни, 1965, №4
ругал государя императора и его наследников, говоря, что государь неправильно распоряжается»... Второе обвинение! Тайное, теневое, не предъявленное подсудимому. Ни в статье уголовного закона, ни в обвинительном акте его не было. За это не суди ли, и именно за это наказывали. Как защитить мужика от того, в чем его не обвиняют, о чем лишь думают. Как защитить, если закон уже осудил и если приговор будет писать торговая Самара, торговая и чиновная, верноподданническая, богобоязненная, та, что льет колокола по двести пудов, дает «в руку» и берет «в руку», Самара-ханжа, Сама- ра-паразит? Гений Ленина нашел решение этой трудной задачи. Но как? Что говорил он в своей первой судебной речи? Снимаю с открытого стеллажа красный ленинский томик. Где-то говорилось о статье 180-й. Хотя и не прямо, помнится. Да вот: «...существовали и применялись средневековые инквизиторские законы (по сю пору остающиеся в наших уголовных уложениях и уставах), преследовавшие за веру или неверие, насиловавшие совесть человека»1... Слова эти написаны Лениным в декабре 1905 года. Но можно ли поручить ся, что они не были им сказаны тринадцатью годами раньше на легромком тай ном процессе самарского крестьянина? Ведь средневековые законы, «по сю пору остающиеся в... уголовных уложениях и уставах», — это и есть статья 180-я в более 30 ее сестер из глав и отделений уголовного закона о ересях и расколах, о богохулении и порицании веры, об уклонении от постановлений церкви и про чее и прочее. Это и первый раздел (именйо первый!) Свода уставов о предупреж дении и пресечении преступлений с подробнейшей регламентацией того, что долж ны делать... «губернаторы, местные полиции и вообще все места и лица, имеющие начальство по части гражданской или военной» для пресечения действий, «кло нящихся к нарушению должного уважения к вере», с удивительно нелепым списком неправовых требований, обращенных к мирянам: «...входить в храм бо жий с благоговением, без усилия» (статья 3-я), во время присутствия в церкви императорской фамилии «пространство от места, где духовенство священнодей ствует, до мест, для нее назначенных, никому не занимать» (статья 5-я), не захо дить во время службы в алтарь (статья 4-я) — с общим «высокоторжественным» принципом: «Мир и тишину в церкви должна охранять местная полиция» (ста тья 10-я). — Полиция? А бог? Разве сам бог, определяющий, по смыслу религиозной догмы, будущее миров и народов, императоров и простых тружеников, разве он, кому все доступно, бессилен защитить свое царство, своих слуг и нуждается в защите земного правосудия? Или не прав Фейербах? и кто-то способен с пози ции веры и науки о вере опровергнуть его известное замечание о том, что «не возможно, чтобы божество было оскорблено, немыслимо, чтобы оно мстило чело веку за оскорбления, нелепо, чтобы его можно было удовлетворить наказанием его оскорбителей?..» Боюсь ошибиться, но что-то подобное я слышу и в первом защитительном слове Ленина-адвоката. Критика тогдашнего положения — это и была защита. Религия стала поли цейской — так ее называл позже Ленин,— область права смешалась с религией, греховное стало называться преступным. Критиковать замшелое средневековье в законе, предвзятость и подстроен- ность обвинения — это и означало защищать. Не будь 180-й, не было бы и пре ступления Муленкова, был бы проступок, извиняемый темнотой и придавленно стью русского мужика. Защита критикой — это ленинская непримиримость, 'В . И. Л е в и н . Соч., Изд. 4-е, т. 10, стр. 65—69.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2