Сибирские огни, 1965, №4

сообщающимися сосудами; пусть в них переливается и устанавливается все доброе и разумное, что есть у каждого из нас. У нас уже была одна пробная реакция. Накануне Нового года мы провели диспут с девизом: «Долой все, что мешает моему товарищу стать еще лучше!» Один за другим вставали ребята и точно называли у себя и у других химические элементы этой мути: лень, безволие, эгоизм, жадность, трусость... Там же, на диспуте, осталось немало пепла от д у ­ шевного мусора. Озон критики и самокритики — великолепная среда для горения. Мы сделаем эти диспуты традиционными. Р ебятам всего по двенадцать-тринадцать лет. Впереди еще целая пятилетка. Я не говорю, что к выпуску они станут, не дай бог, стериль­ ными, но чистыми — да! Чистыми и сильными. Смело и разумно иду­ щими на слияние с Идеалом . Кто сказал , что нет идеального человека? Философ, пославший из глубокой древности свое скептическое «все человеческое мне присуще»? Но разве все, что мне присуще,— человечно? А зверь и раб, затаившие­ ся во мне до срока? Р а з в е душить в себе зверя и выдавливать каплю за каплей раба -— не есть первое дело человека? Тогда что есть воспита­ ние? Неустанное движение к идеальному — вот что! Чтобы учить, надо учиться. С первого ж е дня благословенного учи­ тельского отпуска я з апасся книжками, отложив отдых на тринадцатый месяц в году. З а сел за составление плана воспитательной работы. Те ­ перь я уже не ломал голову, как прежде, над четвертным планом, упо­ добляясь архитектору, который в здумал бы спроектировать и начать стройку одного э т аж а , не имея еще полного представления обо всем здании в целом. Я в зялся спроектировать Личность, тот Идеал , к кото­ рому максимально должен приблизиться каждый из выпускников моего класса. Я проработал над первым проектом больше месяца. Наметил пути постоянного приобщения ребят к последним достижениям науки и тех­ ники и к знаниям, которые в недостатке даются школой в таких обла ­ стях, как философия, литература, искусство, музыка, медицина. Рассчи ­ тал систему овладения трудовыми и спортивными навыками. И особен­ но тщательно обдумал комплекс возможных отношений внутри коллек­ тива, утверждающего принцип: «Ни одного человека вне обществен­ ной работы». Всю сумму задуманных дел я разделил по годам и месяцам. Пока что это был черновик Пятилетки, и' я не посвящал в него ребят. Мне предстоит после похода окончательно доработать всю программу, н а ­ бросать тезисы будущих бесед, додумать детали с тем, чтобы в сентяб ­ ре на общем собрании родителей и ребят поставить План на обсужде­ ние. После принятия я напечатаю его и ра здам во все семьи. Д л я меня и для родителей План станет средством, объединяющим наши общие усилия. Д л я ребят он будет руководством по самовоспита­ нию. С годами они войдут во вкус и привыкнут к планомерной работе над собой. Жи знь, конечно, внесет свои коррективы для каждой из три­ дца ти восьми личностей, идущих на соединение с Личностью иде аль ­ ной. Главное, чтобы был Идеал — духовный правнук Ленина, — что­ бы мы его хорошо знали , любили, тянулись к нему, чтобы малейшее от­ клонение от намеченного пути рассматривалось бы как срыв Пл ан а и осуждалось именем Ид еала . . Спите, ребятки! А я уже вижу вас в этом з ал е через пять лет, на выпускном вечере! ' Вы поднимаетесь на сцену легко и с улыбкой. Еще бы! В получае­ мых аттестатах нет троек. А корки аттестатов распухли от вкладышей. Тут и документы о производственном и спортивном разрядах ; и свиде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2