Сибирские огни, 1965, №4

Тишина. Один только Генка неслышно хлопотал в своем складском углу: что-то пересчитывал, перекладывал, упаковывал. У него настоль ­ ко занятой вид, что не хватает духа сделать ему замечание. Я преклоня­ юсь перед организаторским гением нашего начхоза. Как-то само собой получилось, что всю материальную сторону подготовки к походу Генка взвалил на свои сутуловатые нрепкие плечи. Мы только помогали ему. Случалось, что и мешали. Тогда он терпеливо учил нас жить: — Зачем нам все консервы в железных банках? Поел и выбросил. А з а стеклянные банки у любой хозяйки можно свежих овощей выме­ нять. Понятно? Часть купим в железных — для походов, а часть в стек­ лянных — для лагеря. Банки — в ящиках, куда хочешь вези, не р а з о ­ бьются. Ч Говорят, упавшее с дерева яблоко подсказало Ньютону закон все­ мирного тяготения. Если согласиться, что все мы немножко Ньютоны, то для меня Генка вполне сойдет з а яблоко. Именно он помог сделать одно очень важное для меня открытие. Я всегда думал, что воспитывать ребят следует по своему образу и подобию. Ведь это только окружающие нас люди обладают недостатка­ ми, сами-то мы — совершенство. Наверное, т а к думает к аж д а я голова, пока на нее не свалится яблоко самопознания. И тогда, просветлев, го­ лова начинает сравнивать себя с другими. Свои сравнения я лично н а ­ чал с Генки. И очень скоро должен был признать, что, будучи вдвое старше, я вчетверо уступаю ему в практицизме, . в умении ориентиро­ ваться и быстро находить самое выгодное для данной ситуации реше­ ние. Конечно, два хорошо вместе не бывает. То, что выгодно для Генки, может ока заться невыгодным для других. Устроил ж е он однажды ил ­ люминацию в нашем классе, вывернув все большие лампочки у сосе­ дей. Но это уже чистейший срыв, исключение. При нашем образе ж и з ­ ни эгоизму нет социального р азмаха. Жи знь всегда докажет, что в к о л ­ лектив всегда лучше давать , чем только брать. С годами Генка прочно усвоит этот закон, и тогда его практической сметке и сноровке цены не будет. Начав с Генки, я стал пристальнее приглядываться и к другим ре­ бятам . Немало удивил меня своей начитанностью и техническим круго ­ зором Валерка Красюк. Я за всю жизнь не прочел и десятка журналов «Техника — молодежи». А Валерка ни одного номера не пропустил. Никогда я не увлекался спортом так, к а к Коля Шушин. Не делал т аких фотографий, ка к Сева Колосов. Не ра збирался в медицине, как Н а т аш а Б ар а б а к . Не играл на пианино, ка к Л ари с а Стрекоз.ова. Не го­ товил торты, как Зина Седова. Не одевался так, как умеют ребята... Время моего детства было беднее. Без телевизоров и ракет. Но и душевных богатств моим ребятам не занимать. Олина прин­ ципиальность, Сашкина смелость, Вовкина справедливость, Юркина жизнерадостность, Митин лиризм, Борькина настойчивость... Д а если все это перемножить — получится два отличных человека: Мальчишка и Девчонка. Тогда как сотвори я ребят по своему образу и подобию — вышли бы из них люди с малым кругом умений. И хорошо, что воспитателю не д ана абсолютная сила превращения подопечных в себе подобных. Но и на нашу долю остается многое. Учи­ тель — это то феноменальное существо, которому природа доверяет вмешиваться в свои дела, чтобы совершенствовать дальше величайшее из ее творений — человека. Совершенствовать! Но как? Какую избрать дорогу? В мире есть много дорог, самая лучшая та, что ведет от сердца к сердцу. Пусть наши сердца станут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2