Сибирские огни, 1965, №3
Дождавшись, пока Полина Поликарповна с достоинством покинула класс, я подошел к столу и скомандовал: — Встать! Выйти из-за парт! Стоять смирно! Разговоры! Тридцать восемь пар глаз смотрят на меня. Смотрят удивленно, насмешливо, хмуро, спокойно, выжидающе, вызывающе, боязливо, тер пеливо, смело, голодно, устало... ■— Мало того, что вы сорвали конец моего урока, вы еще плохо ве ли себя на биологии. Учтите, за всякие нарушения я буду наказывать бес пощадно! Из чаши терпения пролились первые робкие капли: — А мы виноваты?! — Кто-то сделал, а все отвечай! — Несправедливо! — Мы кушать хотим! —- Отпустите! Типичный хор индивидуалистов. — Молчать! Не я вас держу, а трус, который не признается и прячется за вашей спиной. А в коллективе все отвечают за одного. Понятно? Тянется рука уже знакомого мне Вертелы. , — Говори! ' — Вы сказали, что все отвечают за одного. Значит, если одного вы зовут к доске, то все должны за него отвечать, подсказывать? Да? В самом деле такой глупыш? Нет, кднечно. Разве у дураков бывает столько смеха в глазах. Все напряжение в классе снял. Не зря сказано: в толпе остряк опаснее героя. — Выйди из класса! —* За что? — Я приказаний два раза не повторяю! В подтверждение своих слов, беру Вертелу за ворот: — У меня такие умники двери открывают лбом. — А если двери разобьются? — Сейчас проверим. — Лучше я сам. Плохо я знал Вертелу, иначе не отпустил бы. Сложив у лба ладони, как рога, он козлом прыгнул на дверь и уже с той стороны закричал: — А лоб все-таки целый! Милые деточки отметили эту выходку буйным весельем. Едва я утихомирил их, как в. класс со звоном вкатилось новень кое ведро, за ним совок, посланный все той ж е невидимой рукой. Через несколько минут появилась тетя Клава и в недоумении уставилась на меня. — А ваш хлопец сказал , что тут пусто, можно убирать. Он и стру- менты мои поднес. «Хлопец» это, конечно, Вертела. Ну, ничего, я до тебя доберусь! С трудом вывожу буйную ораву в коридор и выстраиваю в две в я лые шеренги, достигающие левым флангом учительской. Хожу вдоль строя. Руки — за спиной. На лице — грозная маска. В голове — сумбур. Ну, хорошо, допустим, что сейчас Сомов сделает шаг вперед. Что из этого? Как что? Я накажу его, и впредь другим неповад но будет прятаться за спины товарищей. Значит, искомое добивается под страхом наказания и ради наказания? Кажется, искусство дрессировки ушло дальше, чем моя педагогика. А что мне делать? Дать по ним холо стой очередью из хороших слов, вроде Полины Поликарповны. Нет, сло вами надо дорожить, иначе наступит инфляция, и я разорюсь... Что-то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2