Сибирские огни, 1965, №3

Наверно, на меня жалко было смотреть. Она посерьезнела: — В гневе самое главное вовремя оглянуться. Посмотреть на себя и вокруг. Очень помогает. Говорю вам; как старая учительница. — Бывают учительницы и постарше вас... Приятное видение, взяв из шкафа классный журнал, исчезло. У меня было «окно» — свободный час,— и я снова остался со своими думками. Оглянись во гневе! В самом деле, как это я не остановился во­ время? Нет моментальной реакции. Не зря таких людей не берут в авиацию. Наш декан, сам из учителей, только и знал что твердил: овладевай­ те классом. Учитель, не владеющий классом, все равно, что хирург, не владеющий скальпелем. И тот и другой опасны для жизни. Учитель даже опаснее: горе-педагог всю жизнь без ножа режет своих питомцев. И хоть бы что! Ведь практически нива просвещения не подлежит прополке. Неужели и мне суждено стать бурьяном на этой ниве! Неужели оправдаются пророчества моей матери? — Куда ты идешь, подумай? — сказала она, когда я вернулся до ­ мой, сдав документы в пединститут.— Что тебя ждет, ты знаешь? Отвечать было нечего. В школе я любил гуманитарные предметы, особенно историю. Мечтал попасть в университет, но от больной матери куда уедешь? Так я стал учителем. Стал ли? Вот это как раз и предстоит мне доказать... На переменах я демонстративно прохаживался мимо своего класса. Заметив меня, ребята притихали. Но в глазах у них сколько хочешь чер­ тиков! Играют со мной в кошки-мышки. Сомов и не думает идти ко мне сдаваться. Теперь я мог бы сам загнать его в угол. Для этого мне при­ шлось бы воспользоваться агентурными данными Уткиной. Не хватало, чтобы я в классе начал разводить фискалов! Наконец послышался последний звонок. Вернее, символ его. Элек­ трические звонки почему-то еще не работали. Перемены отбивала убор­ щица молотком по рельсу, подвешенному под лестницей первого этажа. Под этот унылый звон я пошел, решительный и строгий, овладевать классом. П едаго гика « к то ко го»? Признаться, в класс я входил с миром, готовый на компромисс. Но проводившая последний урок учительница биологии Полина Поликар- повна с новой силой раздула тлевший костер. — Это ваш класс? — спросила она меня тоном, в котором слыша­ лось: «Это ваши львы и тигры?» — Веселые ребята, ничего не скажешь. Совсем не умеют себя вести,— и уже обращаясь к классу: — Я понимаю, первый день после лета, процесс ассимиляции только еще начался, но н а ­ до же понимать, где вы находитесь. Посмотрите, какую школу для вас построили. Светло, просторно. Сидите себе, слушайте внимательно. Так нет — возитесь, шумите, стреляете из резинок. Куда это годится? Ведь каждую минуту безделья вы теряете целую минуту жизни! Теряете! А вам нужно при-об-ре-тать! Этак дойдете до десятого класса и половину того, что надо, не возьмете от школы. А потом удивляются: дети у нас хо­ рошие, цветы жизни, откуда же берутся плохие взрослые, бездельники и тунеядцы? Хотите стать людьми, достойными строителями коммунизма, беритесь за ум. С первого дня. Вот так-то! Сказала и душу свою спасла! Нашла перед кем философствовать! Эти голубчики любому философу сядут на шею. Уютно и прочно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2