Сибирские огни, 1965, №3

— Здравствуйте! — Садитесь! Стучат крышки парт, шаркают ноги, с шумом валятся на пол чьи-то 'книги. — Встать! — командую я снова.— Попробуем сесть тихо. В третий раз это нам почти удается. Я начинаю перекличку, и снова — парад характеров. Общество из тридцати восьми пятиклассников немыслимо, конечно, без изобретателей и артистов. Вот вскакивает, вытянув руки по швам и скорчив глуповатую рожицу, маленький шустряга. В отличие от всех, отвечающих «Я», ов кричит в полный голос: — Есть! — Что есть? — Я есть. — Видим, что ты есть. А кто же все-таки Вертела? — Я! — Так бы и говорил сразу. Садись! В правом ряду разыгрывается другой вариант. — Горохов! Молчание. Шепот соседей: «Тебя вызывают. Не слышишь?» Горохов делает вид, что был страшно занят, не слышал. — А? Что? Вы меня? Я не обращаю на него внимания и перехожу к следующему. Скон­ фуженный Горохов садится и что-то бормочет в оправдание. Фокус не удался. Но это не обескураживает других любителей себя показать и лю­ дей удивить. Медленно высвобождая из-под парты длинные ноги, встает Сомов. Он усаживается на спинку скамьи и лениво выговаривает: — Тута. Терпеть не могу таких гусаров. Не отрывая от него глаз, встаю, под­ хожу вплотную н ласково предлагаю: — Садись. И тут же резко: — Сомов!! Оторопевший от неожиданности Сомов вскакивает с ловкостью вань­ ки-встаньки и кричит: — Я! Вот так-то лучше! Остальная часть аудитории ведет себя осмотрительнее, и мы благо­ получно добираемся до последней по списку Уткиной. Мой первый урок начинаю с объяснения истории как науки. Пользуясь доказательством от противного, рисую бедственное поло­ жение, в котором оказалось бы человечество, не изучай оно свою историю. Все равно, как если бы человек потерял память. По-моему, все идет нормально. Слушают, кивают сочувственно — значит, доходит. Пора идти на закрепление. Но вот,^чувствую, машина моя дала крен, началась вибрация. Что-то явно аварийное слышу я в не­ ожиданном оживлении класса. Вспышки смеха. Задранные кверху голо­ вы. Ах, вот оно в чем дело! Через весь класс, прямо в мою сторону, л е ­ тит... муха с бумажным хвостом. Хороша история, нечего сказать! И это на уроке собственного классного руководителя? — Кто это сделал? Вопрос повисает в воздухе. Туда же, вслед за мухой, летят комки бу­ маги и веселые возгласы: — Вон-вон, летит! — Бомбардировщик! Ого-онь! — Идет на посадку!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2