Сибирские огни, 1965, №3

Не зная за собой славных дел, я молча принял благодарность, ко­ торая по тону больше походила на эпитафию. — На весь го-род! — продолжала Дора Матвеевна, отбивая слоги карандашом по стеклу стола.— С высокой трибуны партактива уваж а е ­ мый человек, член горкома, директор крупнейшего завода, товарищ Малинин, рассказывая о работе с молодежью, коснулся, между про­ чим, и тех порочных методов воспитания, которые практикуются во вверенной мне школе, где учителя, заметьте, учи-теля, а не отдельный новичок, издеваются над детьми, заставляя их .мыть туалеты. Вот в чем дело! Я попытался объясниться, но Дора Матвеевна не стала слушать меня. К чему теперь оправдания? Она не такой дирек­ тор, чтобы давать своих работников в обиду, и там же, на активе, вы­ ступила со справкой. И дала разъяснения. Будьте спокойны. Речь идет о будущем. Она не против строгости и наказаний. Но надо же думать и выбирать средства! И ставить в известность! Ведь не чужая она! Не по­ боялась ответственности, взяла к себе молодого, неопытного учителя. Так надо же оправдывать надежды, надо бороться за честь школы, а не пятнать имя директора, которое вот уже четверть века чисто, как стеклышко... Я смотрел на Дору Матвеевну и действительно не мог найти ни од­ ного пятнышка. Не принимающее загара лицо ее цвета снятого моло­ ка даже в гневе покойно и чисто от туч. Тонкие волосы в буклях и под иссиня-черной краской не потеряли ^своего блеска. Темно-коричневое платье дорогой шерсти, свободно облегавшее ее большую, без изли­ шеств, фигуру, блистало новизной... Пауза затягивалась. Я не был уверен, что в памятном эпизоде с мальчишками поступил лучшим образом, и признался в этом. — Очень хорошо, что вы самокритичны, — выслушав меня, про­ должала педагогически ровным тоном Дора Матвеевна. — Признать ошибку — значит наполовину исправить ее. Доведите дело до конца. Проявите к мальчику особое внимание. Установите контакт с родите­ лями. Я поняла, что отец хочет перевести его в другую школу. Сами по­ судите, с какой стороны это охарактеризует классного руководителя. И для школы невыгодно, — прямая потеря. Мальчик тихий, из хорошей семьи, отличник. А каждый отличник — это определенный процент зо­ лотого фонда школы. Выгода, потери, процент, золотой фонд — как в банке! В довершение Дора Матвеевна пододвинула на край стола какое- то подобие бухгалтерской книги и деловито предложила: — Распишитесь в том, что вам вынесен выговор за неправильные действия и что вы получили разъяснения по данному вопросу, которые принимаете к сведению. Выговор в приказе! Грустно стало. Я взял тяжелую ручку. — Вот здесь, — показала Дора Матвеевна. Рядом с кончиком карандаша, казавшегося продолжением сухого, длинного пальца, я оставил еще один свой автограф. Демос на ф оруме В отличие от классных собраний, где председательствует лицо из­ бранное, ежедневные летучки после уроков ведет сам староста. Заглядывая в самодельный «Журнал дежурного», Сашка докл а ­ дывал классу: — За сегодняшний день никаких «ЧП» не было. По поведению по­ лучили на всех уроках пятерки. Только на английском «четверку» и на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2