Сибирские огни, 1965, №3

— Ну, вот, видите! Формальная логика всегда пряма, как палка. Правда, вы предлагаете всего лишь ремень... — Василий Степанович, зачем иронизировать! Я ничего не предла­ гаю. Я спрашиваю: как быть? Сегодня я, действительно, забрел в отхо­ жие места педагогики... Но вы, надеюсь, тоже не отрицаете наказание? — Я отрицаю только наказание. Я за диалектику: в одном случае надо наказывать, в другом — не следует. Вся сила — в единстве этих противоположностей. Как в самой жизни. Ведь день не бывает без ночи, холод без тепла, строгость без ласки. А у вас пока что — одна строгость. В первый же день вы выстроили класс на посмешище всей смене. Я от­ пустил ребят, д аже не спросясь вас, настолько это меня возмутило. Се­ годня ваши подопечные дрожали, как щенята, и что еще хуже — были унижены. А кого вы обласкали, кому сделали добро, кого возвысили и согрели?! Не поймите меня банально. Я говорю о стиле. — Я же не Макаренко... — Можете в этом не клясться. Но, к счастью, у вас здоровая интуи­ ция. И начинаете вы не так уж плохо. Д а , да, не ухмыляйтесь. Василий Степанович встал, отошел к окну и, переставив с подокон­ ника иг стол вазу с высокими белыми астрами, отворил обе створки. Легкий ветер откинул полуседую прядь на висок. — Воспитательный процесс у вас начинается с диктатуры,— про­ должал он, поправляя волосы.— Именем закона, традиций, наконец, диплома, поставившего вас за учительский стол, вы требуете одно, з а ­ прещаете другое, казните и милуете. Но вы — историк и знаете, что дик ­ татура одного человека, как бы он ни был мудр и просвещен,— обрече­ на. Вот почему вы должны как можно скорее перейти к следующей сту­ пени — к диктатуре большинства вашего коллектива. И чем значитель­ нее, умнее, красивее вы будете, чем ярче и привлекательнее ваше кредо, предлагаемая вами программа, тем скорее станут под ваше знамя луч ­ шие ребята класса. За ними придут середняки, придет большинство. Коллектив заживет своей жизнью. Он усвоит и обогатит ваши мысли и" планы. У него появится своя воля и свои исполнители. Появится цель, манящая перспектива — идеал. Вы пойдете к нему вместе с коллективом и, разумеется, чуточку впереди — признанный авторитет, товарищ и учи­ тель. Что вам еще нужно в жизни? Отвечайте! — Одну папироску. Все сигареты вышли. — Пож алуйс та !— засмеялся Василий Степанович и протянул пач­ ку «Беломора».— Курите! Пейте... по праздникам! Любите, даже без­ ответно! Живите во всю мощь сердца! А дело — творите! Как стихи! — Никогда не подумал бы, что завучи бывают из поэтов. Василий Степанович привычным жестом откинул снова упавшую прядь волос и грустно улыбнулся. — Я не поэт, Григорий Иванович, уже хотя бы потому, что расчет­ лив. Я рассчитываю на вас. В каждой группе классов должен быть один опорный — заводила и запевала. Это мой метод. — Боюсь, что ваш выбор не совсем удачен. — Пять лет назад то же самое говорила Виктория Яковлевна. А се­ годня ее класс — моя правая рука. Когда меня переводил'и сюда, я по­ ставил условие: новостройку возглавит десятый «А». Готовьтесь и вы со временем принять школу. — Не до жиру, быть бы живу. — От кого вы это слышали? От зайца? Плюнули б этому паникеру в раскосые глаза. Мы будем жить! Давайте начинать вместе. Давайте думать, анализировать, мечтать. Сегодня, например, на вашем месте я поступил бы иначе. — А именно?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2