Сибирские огни, 1965, №3
— Слушайте меня внимательно. Впредь можете вытворять все, что вам угодно, только забудьте свое любимое: «простите, я больше не бу ду». Что заслужите, то и получите. А сейчас можете отправляться д а мой. До свиданья. Ответный хор был глух и нестроен. На большее я и не мог рассчи тывать. Один в школе не воин Кабинет завуча расположен на третьем этаже, сразу за лестничной площадкой. Продолговатая комната в одно окно вмещает самое необхо димое: книжный шкаф, два стола буквой «Т», несколько стульев. На стене — исполненный в ярких красках план благоустройства школы. Василий Степанович что-то писал. Не отрываясь от работы, он кив нул мне и показал глазами на стул. Я сел и тотчас почувствовал, как устал. И это после каких-нибудь трех уроков и при моем здоровье! Как же работают женщины, многим из которых я гожусь в сыновья? Когда меня выберут министром, я вдвое сокращу для женщин недельную сет ку часов, сохранив полностью зарплату. — О чем задумался, сердитый человек? — Василий Степанович отложил тетрадь и, сняв очки, весело прищурился.— Прибегает ко мне наша Клава и чуть не за рукав тянет: «Скорее идите! Григорий Ивано вич своих в уборную запер и шумит на них, не иначе бить собирается!» Собирались, признавайтесь? — Вам смешно. Вы не видели, что они натворили. Таким ремня дать — одно благо. — Что — благо? Драка? — Макаренко какой педагог был, и тот не отрицал... — Допустим. — А тут попробуй за ухо потяни — самого в тюрьму потянут. — Точно. — Все потому, что нет доверия к учителю. — Оно ведь и учителя как такового нет. Есть учитель плохой и хо роший. Плохому разве доверишь такой важный инструмент, как палка? У нее два конца. А хороший и сам ее отбросит с омерзением. Зачем она ему? Кстати, вы хорошо знаете Макаренко? — Читал в молодости «Педагогическую поэму». Что-то помню еще в лекциях предупреждали, чтобы механически не переносили его опыт на обычную школу. — Так я и думал! — Василий Степанович возбужденно стукнул по стеклу стола.— Очень, очень рад, что не ошибся в вас. — Не понимаю, какая связь между Макаренко, мной и... — И моим восторгом? Как же вы не поймете? Если бы вы знали М а каренко и так вот равнодушно отзывались о нем, значит вы пропащий для нашего дела человек. А раз вы не знакомы с Антоном Семеновичем, как живой с живым, как со старшим и мудрым другом, то выходит — ничего не потеряно и все еще впереди. Я уверен, что ваша дружба не пременно состоится. —- Т о есть, вы считаете, что мне обязательно нужен мудрый друг? — Он нужен каждому. — Но Мне — особенно? — Что ж, вы логичны,— усмехнулся Василий Степанович и отки нулся к спинке стула.— Но беда, что вы пользуетесь формальной логи кой. Взять хотя бы ваше отношение к детям. Учитель должен быть стро гим. Я — учитель. Следовательно, я должен быть строгим. Так? — Похоже.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2