Сибирские огни, 1965, №3
Учительница математики Тина Савельевна, высокая женщина не определенного возраста, говорит со мной только на высоких нотах: — Что это у вас за староста Стрекозова? Только и знает, что глаз ки строит да улыбки раздаривает. Никакого порядка в классе. Уроков не учат, не слушают, болтают. Сомов этот преподобный ляжет на парту и лежит. Или Горохов: до сих пор не могу добиться, чтобы тетрадку з а вел. И потом я вас просила: отсадите вы куда-нибудь с первой парты Вертелу. Минуты не посидит спокойно. От него в глазах рябит. И с Коб зарем надо что-то решать. Иначе я его не буду пускать на свои уроки. Взять сегодняшний случай. Это же возмутительно! Вызываю к доске — ничего не знает, оборачивается, ждет подсказки. Я его предупредила — никакого внимания. Попросила выйти из класса, вы думаете, он меня по слушал? Начиненный всей этой взрывчаткой, иду на свой урок. — Кобзарь, выйди из класса! — За что. — Ни за что. Выйди и все! — Так я ничего не делал. — Долго ты еще будешь рассуждать?! Я надвигаюсь на Кобзаря. Он встает, зло косится и, отпихнувшись от парты, быстро идет к двери. Вот он уже взялся за ручку. — Кобзарь,— меняю я тон,— ты куда пошел? — Так вы же сами выгнали?! — кричит он изумленно. — З а что? — в свою очередь недоумеваю я.— Ты же ничего не сделал? — Ничего. — Как же это получается? Четверть часа назад тебя за дело Тина Савельевна просила оставить класс, ты и ухом не повел. На моем уроке мгновенно очутился у дверей. Как это объяснить? Кобзарь смотрит мимо меня и не собирается отвечать. Загадку реша ет быстрый Вертела: — Так вы можете кого хочешь даже вынести из класса, если что. Л Типа Савельевна... — Значит, бойся сильного и дави слабого. Как в джунглях! Зачем же вам тогда иностранный язык, арифметика, история?.. Рычите, пищите, войте, рвите друг друга на куски, добирайтесь до печенки! Кто вы, нако нец, звери или люди?! — Люди-и! — уверяет класс человеческими голосами. — Ну, раз люди, тогда извини, Кобзарь, что я так нарычал на тебя и оскорбил ни за что. Садись на место. Начнем урок. Но урок, по-моему, уже начался. Не может ведь столько энергии про пасть зря? Однако я неизменно чувствовал, что коэффициент полезного действия любой нотации был не больше, чем у капли, долбящей твердую породу. Нужно было что-то научное и опробованное. Это «что-то» витало во круг меня и не давалось в руки. Прочти то, не знаю что В учительской, на «тоске объявлений» белым по черному было напи сано: «Товарищи классные руководители! 15 сентября — последний срок сдачи планов воспитательной работы!» В моей тетради пока только одни названия разделов: учебная рабо та, пионерская работа, культурно-массовая... Чем их заполнять — зада
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2