Сибирские огни, 1965, №3
Лидия ЛИ БЕДИНС КАЯ ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА В нашем литературном кругу мы привыкли называть ее Лидочкой Я познакомился с нею, когда ей было не больше четырнадцати. Кажется, что она с тех пор не изменилась: на диво подвижная, моложа вая, с голосом веселого ребенка. И вдруг: — Знаете, я написала мемуары. — Мемуары?! — Да. Записки о былом... о минувшем. — Но это невозможно!.. В вашем возрасте... Мемуары — дело стариковское. — Знаю, знаю... — Все авторы мемуарных записок были люди преклонных лет: и Ре пин, и Кони, и Авдотья Панаева... Я стал печатать свои мемуары лишь после того, как мне исполнилось семьдесят. — Но не виновата же я, что еще не сделалась старухой!.. Я перелистал ее рукопись... Д а, действительно дело не в возрасте. Д ело в личности мемуариста, в его характере, в его душевных наклонностях. Если он талантлив, жизнелюбив, наблюдателен, если, встречаясь с боль шими людьми, он умел сочувственно вникать в их печали и радости, пусть пишет свои мемуары по горячим следам, не дожидаясь юбилейного срока! Из мемуаров Лидии Борисовны Толстой-Либединской перед нами вста ют как живые и Марина Цветаева, и Александр Фадеев, и Юрий Либедин- ский, и Артем Весёлый, и Самед В ургун и другие. Многие из этих людей были дружески расположены к ней. Есть в ее мемуарах еще один персонаж — знаменитый, — который занимает там самое видное место. Этот персонаж — Время, Эпоха, Эпоха неповторимая, единственная во всемирной истории. Толстая-Либединская, как чуткий и зоркий художник, умело воспро изводит дух этой незабвенной Эпохи, сберегая для молодых поколений ее бытовые реалии, и это придает еще большую ценность ее мемуарным запискам. Конечно, мы, читатели, должны быть признательны ей, что она печата ет их в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году, а не в тысяча девятьсот девяностом. Корней ЧУКОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2